Прекращение транзита газа через территорию Украины лишит Россию жизненно необходимых поступлений в бюджет, ведь заменить нашу ГТС россиянам нечем.
В очередной раз радует позиция российской газовой монополии «Газпром», заместитель правления которой, Александр Медведев, снова акцентировал внимание на том, что контракт на транзит газа через территорию Украины продлеваться на нынешних условиях не будет.
Что же, энергетический шантаж – излюбленный конек Кремля, но та ли Украина страна, к которой подобная тактика применима?
Не так давно, в статье «Газпром» сам себя ведет на эшафот» я писал о том, что прекращение транзита газа через территорию Украины лишит Россию таких жизненно необходимых поступлений в бюджет, ведь заменить нашу ГТС россиянам нечем. Это обусловлено тем, что только за 2017 год транзит российского газа в ЕС через Украину составил 93 млрд кубометров, в то время как максимальная пропускная способность «Северного потока-1» 55 млрд кубов и то, при всей натянутости отношений между Украиной и Россией, в прошлом году он был загружен на 93%, прокачав 51 млрд кубометров газа.
В России сейчас, в СМИ и на всех уровнях внешнего влияния, делают ставку на «Северный поток–2», однако, как известно, он не только не достроен, но и в принципе может стать следующей целью для санкций США, что ставит под вопрос его дальнейшее существование как транзитного газопровода. Да и объем поставок «СП-2», не превышающий 55 млрд кубов, не обеспечит необходимый Кремлю транзит в обход Украины.
Говорить про «Турецкий поток» (по состоянию на март построено 53% газопровода) также не имеет смысла, ведь этот проект явно Анкара осуществляет в партнерстве с РФ исключительно для удовлетворения своих потребностей, и ни о каком выходе на рынок ЕС и речи идти не может.
Но даже если предположить, что проект «ТП» будет завершен и газопровод пропускной способностью 32 млрд кубометров заработает, его потенциал в борьбе с украинским транзитом тоже будет весьма дискуссионным, ведь только 16 млрд кубов из его поставок Анкара планирует закупать для своих нужд.
Но представим себе такой вариант, когда эти два газопровода в обход Украины будут реализованы, и по ним начнутся поставки газа в ЕС, то даже тогда объем импортируемого газа не превысит 70 млрд кубометров. Еще раз – это в самом идеальном варианте, которому в нынешних условиях никогда не быть претворенным в жизнь. Но даже и с учетом этого идеала, возникает вопрос, а как Россия удовлетворит потребности ЕС еще в более чем 20 млрд кубометрах газа?
И вот, на фоне всего вышеизложенного, возникает вопрос: кто в нынешней ситуации оказывается в более невыгодном положении? Украина, которая на транзите российского газа потеряет около $3 млрд, или Россия, которая не сможет обеспечить своих европейских партнеров более чем 90 млрд кубометрами газа ежегодно в ближайшие несколько лет.