Контролерам не нравятся размытые формулировки в договорах и регулярные выплаты
Глобализация технологий и развитие интернета способствуют активному росту числа фрилансеров. В зависимости от вида услуг, которые оказывает удаленщик, с ним заключаются либо трудовой, либо гражданско-правовой договор. Отсутствие же узаконенных отношений с фрилансером грозит штрафами.
С одной стороны, заключение контрактов необходимо. Документ не просто позволяет обезопасить предприятие-заказчика от штрафов и наполнить госбюджет налогами. Компаниям он гарантирует качество и график выполнения работ, а фрилансеру – заработок.
С другой же стороны, даже наличие таких договоров не является залогом спокойной жизни работодателя и его подрядчиков.
Систематичность выплат
К примеру, совсем недавно к одной крупной черкасской it-компании наведались проверяющие из Гоструда. Контролерам не понравились составленные гражданско-правовые договоры на оказание услуг и характер выплат (несколько раз в год), что, по их мнению свидетельствует о наличии трудовых отношений.
Хотя, как рассказали нам в самой компании, в договорах четко указано, что они не являются трудовыми, люди не подчиняются трудовому распорядку и самостоятельно организовывают оказание услуг. К тому же, оплата проводится не за отработанное время, а за объем оказанных услуг.
«Основная претензия была в том, что услуги недостаточно «конкретно» выписаны в договорах. Не понравилось им и то, что платили несколько раз в год – по их мнению это «систематичность», хотя такого понятия в трудовом праве нет», – рассказал UBR.ua глава юридического департамента компании SPD Ukraine Николай Кудрявцев. Именно к ним и наведались инспекторы.
Пока штрафы не наложены, а составлены только акты о нарушениях, которые компания собирается обжаловать. Но если Гоструда не прислушается к доводам работодателя, то за одного человека компании грозят санкции в размере 30 минимальных заработных плат – около 110 тыс. грн.
Поднимут данные за полтора года
Ключевой вопрос в том, в каком формате компания работает с фрилансером, говорят эксперты. Если привлекает его редко, один или несколько раз в год, тогда возможность столкнутся с проблемами минимальна. Хотя и в этом случае стоит проявить бдительность и учесть все нюансы.
«Если компания работает с одним и тем же исполнителем ежемесячно, нужно быть максимально внимательными к формулировкам, которые используются в договорах и актах. И если это фрилансер, логично, что он не будет систематически работать в офисе заказчика», — подметил нам представитель украинского фриланс-сервиса Freelancehunt Валентин Зюзин.
В случае с SPD Ukraine, проверяющие даже не брали во внимание, присутствуют ли нанятые фрилансеры непосредственно в офисе компании. А данные собирали сразу за полтора года – проверить физически, как часто в этот период нанятый работник появлялся в офисе невозможно. Самих людей не искали и не опрашивали, говорят в компании.
«Возможно, в офисе на момент проверки была пара человек из тех, с которыми затребовали договоры, но они не работают постоянно, у них были заказы время от времени или удаленно», — рассказал нам Николай Кудрявцев.
Как не попасться
В зоне риска по проверкам находятся сейчас не только программисты. Украинские компании часто обращаются за помощью удаленных дизайнеров и специалистов, связанных с маркетингом и продвижением, рекламщикам. Немало поступает заказов и на тексты – написание, перевод, адаптация, а также производство аудио- и видео-контента.Чтобы не попасться в лапы проверяющих, работодателям при работе с фрилансерами в первую очередь советуют заключать договора на оказание услуг с ФЛП. И по возможности не «селить» их у себя в офисе. Иначе у контролеров могут возникнуть дополнительные вопросы.
«Это однозначно должны быть ФЛП, с которыми есть договор об оказании услуги. И которые на момент выполнения работ полностью выполняют инструкции и указания компании, если они работают на ее территории.
Если вы нанимаете какое-то частное лицо по трудовому договору, и он работает на территории вашего офиса, я все же думаю, что это не совсем фриланс. Вот если б они работали удаленно, тогда это точно фриланс», — заметил в разговоре с UBR.ua глава Интернет Ассоциации Украины Александр Федиенко.
В свою очередь, Министерство труда и соцполитики Украины в своем Письме от 15 мая 2008 года № 105/13/116-08 определяет «фриланс» как удаленную работу с помощью сети интернет, а «фрилансера», как свободного работника (частный предприниматель), внештатного работника, выполняющего разовый заказ или временную работу без зачисления в штат предприятия.
«Сложность в данной сфере правоотношений заключается в том, что они регулируются трудовым и гражданским законодательством (КЗоТ и Гражданский кодекс Украины). И если Гоструда обнаружит, что с лицом не заключили трудовой договор, но при этом есть признаки трудовых отношений, то предприятию грозит достаточно внушительный штраф», — заметила в беседе с UBR.ua адвокат АО ЮФ Ario Law Firm Наталия Швец.