Жизнь современных королей, королев, султанов и императоров все время привлекает к себе внимание, несмотря на то что зачастую у монархов нет никакой реальной власти.
Во всем мире сейчас насчитывается монархий – 44, а монархов — 30. Численное несовпадение связано с тем, что Елизавета II — королева не только Великобритании, но еще 15 стран, входящих в Содружество наций, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Среди 29 действующих монархов всего две женщины — британская королева Елизавета II и датская Маргрете II. Королева Великобритании царствует дольше всех — почти 68 лет (это также рекорд в истории самой страны).
Меньше всех на престоле — новый японский император Нарухито, который взошел на трон всего несколько месяцев назад. Зато он представляет древнейшую из ныне правящих династий, которая ведет отсчет собственной истории с VII века до нашей эры.
Морганатические браки, то есть браки с людьми некоролевской крови, далеко не редкое явление в истории монархии — и в большинстве случаев это не угрожает королевским правам. Вероятно, самое известное исключение — судьба английского короля Эдуарда VIII, который в 1936 году, менее чем через год после восшествия на престол, объявил, что хочет жениться на американской актрисе Уоллис Симпсон, находившейся в процессе развода. Чтобы сделать это, он был вынужден отречься от престола, но не в соответствии с требованиями закона, а под давлением общественного мнения и политического истеблишмента. Определенные ограничения сохраняются для самих «простолюдинов», вступивших в семьи монархов: например, Камилла Паркер-Боулз, вторая жена принца Чарльза, не получит титул королевы, даже когда (и если) ее муж займет трон.
На незнатной женщине многие десятилетия женат бывший император Японии Акихито, и это не повлияло на его права (его жена Митико при этом не имела полноценного титула императрицы).
В целом брачные права членов монарших семей довольно сильно ограничены почти во всех странах. Например, в той же Великобритании все члены королевской семьи вплоть до 2011 года должны были получать от королевы согласие на брак — сейчас это обязаны делать первые шесть человек в линии наследования.
В мире сохранилось несколько абсолютных монархий, где власть полностью сосредоточена в руках правителя: в Брунее, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.
Учитывая значение Саудовской Аравии в мировой экономике, роль в региональной политике и фактическое отсутствие законодательных ограничений, можно сказать, что именно саудовский король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд — самый влиятельный монарх в современном мире.Король одновременно выполняет функции главы государства, верховного главнокомандующего и руководителя правительства. Он носит титул хранителя двух мусульманских святынь — мечетей в Мекке и Медине.
Нынешний король Таиланда Маха Вачиралонгкорн наследовал своему отцу Пхумипону Адульядету, который правил этой страной в течение 70 лет и скончался в октябре 2016 года. С 1932 года власть тайского короля ограничена конституцией, однако Маха Вачиралонгкорн активно демонстрирует самостоятельность. За несколько дней до церемонии коронации в мае 2019 года король объявил о женитьбе на начальнице собственной охраны Сутиде, имеющей звание генерала. Это уже четвертый его брак, который не помешал ему иметь официальную фаворитку по имени Синеенат Вонгваджирапакди и даже даровать ей титул консорта, то есть фактически королевы. Однако две женщины продолжали враждовать, и в итоге в октябре 2019 года король предпочел официальную супругу, а фаворитку обвинил в нелояльности и лишил всех почестей.
Помимо сложных перипетий личной жизни Маха Вачиралонгкорн несколько раз вмешивался во внутреннюю политику страны. В частности, он запретил своей старшей сестре баллотироваться на пост премьер-министра, а осенью 2019 года объявил о специальных милитаризированных курсах для госслужащих, полицейских и учителей, где их будут обучать верности королю. Кроме того, при нем королю вернули владения его семьи, которые раньше находились под контролем Минфина страны. Наконец, за критику в адрес монархии в Таиланде можно провести в тюрьме до 15 лет.
Но и в Европе не все конституционные монархи ограничивают себя исключительно представительскими функциями. В 2003 году две трети жителей Лихтенштейна, карликового государства на границе Швейцарии и Австрии, поддержали новую конституцию, которая дала князю Хансу-Адаму II право вето на законы и на увольнение министров в любой момент.
У конституционных монархов достаточное количество церемониальных обязанностей, которые с возрастом выполнять все тяжелее. Например, королева Елизавета II ежедневно получает 200-300 писем личного свойства, отбирая из них несколько, на которые она отвечает сама. Она также знакомится со всей правительственной корреспонденцией, которая хранится в так называемом «красном ящике», и проводит несколько официальных встреч в день. Это не говоря об охоте и приемах.
Похожим образом устроена жизнь других конституционных монархов и их родственников, с той лишь разницей, что к ним приковано меньше внимания мировой прессы.