Вокруг Нигера разворачивается целая драма с риском регионального конфликта, к которому окажутся вовлечены Франция и Россия.
О ситуации, которая сложилась в африканской стране, рассуждает политолог Илия Куса.
На воскресном совещании стран-членов ЭКОВАС было принято решение взять Нигер в блокаду и выдвинуть военному хунту ультиматум: до конца недели восстановить конституционный строй и вернуть власть свергнутому прозападному президенту Мухаммеду Базуму. Даже пригрозили военными мерами, то есть, интервенцией.
В ответ военные Нигера приостановили экспорт во Францию урана и золота, 2-ух главных ресурсов, которые Париж годами скачивал из страны через собственный конгломерат Orano. Они отказались (пока) выполнять ультиматум, а в защиту Нигера выступили военные хунты соседних Буркина-Фасо, Мали и Гвинеи.
То, что начиналось как внутренняя проблема, становится предметом борьбы на глобальном уровне. Африка является одной из ресурсных баз Европы, где, впрочем, влияние последней постепенно угасает вместе с распадом остатков постколониальных неформальных зон влияния типа Франсафрик.
Этим пользуются конкуренты стран ЕС и НАТО: Россия, Китай, Турция, аравийские монархии Залива, давно включившиеся в борьбу за континент.
На примере Нигера сейчас видно, как Россия пытается воспользоваться этим для подрыва экономической базы Запада и получения новых точек входа в регион, и как Франция пытается сохранить свое присутствие и влияние в бывших колониях, где ее оказали главным козлом отпущения за все беды.
Сейчас ситуация все больше похожа на краш-тест для разных коалиций стран. С одной стороны, военные правители, пытающиеся вырвать власть из ослабленных гражданских правительств, не оправдавших надежды, а с другой стороны ряд прозападных стран во главе с Нигерией, Ганой и Сенегалом, которые имеют шанс продемонстрировать свои региональные амбиции.