В городе мечтают о музее артефактов.
Столичный Подол — бесконечный кладезь ценных находок для археологов. Здесь неоднократно находили останки древних жилищ киевлян IX—X веков. Но, увы, власти не спешат превращать найденные находки в шикарные подземные музеи, как того хотят ученые. Затягивается также вопрос с сохранением древней улицы и дома древнего киевлянина, который обнаружили во время раскопок на Почтовой площади в феврале этого года: уникальные артефакты засыпали землей и ждут до мая, когда определятся власти и застройщики ТЦ.
“КОНСЕРВА”. Но самую ценную находку археологи обнаружили в 70-х годах прошлого века: целый квартал древних киевлян IX—X веков! Его открыли во время строительства станции метро “Контрактовая площадь”. Там ученые нашли квартал с домами, срубами, древними усадьбами, вещами быта киевлян… Но в советские времена это никому не было интересно, и найденный город “законсервировали” — засыпали землей, а сверху, для верности, закатали асфальтом. Сейчас на этом месте — скверик с фонтаном, а археологи продолжают мечтать о создании на Контрактовой интерактивного подземного музея — похожего на те, что действуют в Европе. “Это может быть уникальный подземный музей истории Киева и Подола — с несколькими залами, где можно показать старинные дома киевлян, их одежду, быт и даже воспроизвести шум старого Подола”, — рассказал “Сегодня” директор центра археологии Киева Михаил Сагайдак.
В КГГА даже искали инвестора под этот проект, но увы — после смены власти об этом проекте все забыли. “Начиная с 70-х годов прошлого века, мы провели на Подоле уже 160 раскопок! Больше всего мне запомнились раскопки на Контрактовой и масштабные работы возле Житнего рынка. Много находок было на месте строительства жилых домов на Подоле — начиная с 80-х годов прошлого века, когда началась волна строительства новых зданий. Было немало открытий, благодаря которым мы установили точный возраст Подола и его границ. Процесс продолжается, ведь это очень важно для науки”, — говорит Сагайдак.
Но сейчас Подол, где земля — едва ли не самая дорогая в столице, активно застраивается. И не всегда застройщики хотят видеть на своих участках ученых. “Так быть не должно. Если мы стремимся в Европу, должны ценить свою историю и сохранять все найденное для потомков”, — говорит Сагайдак.
Реки Подола исчезли, став жертвой застройщиков
Славился Подол и двумя своими реками — Глубочицей и Почайной. Первую загнали в коллектор еще в средине XIX века, а вторая постепенно исчезла с карты города из-за массовой застройки и намыва.
Глубочица протекала по территории современной улицы Глубочицкой, а затем между улицами Верхний Вал и Нижний Вал. Недалеко от современного Житнего рынка в нее впадал ручей Киянка, который вытекал из местности Кожемяки. Первоначально Глубочица имела густую сеть прилегающих к ней ручьев (Юрковица, Турец) и рвов, засыпанных во время строительства новых улиц и кварталов. В конце XVIII века старое русло нижнего течения Глубочицы было выпрямлено и обнесено валами для защиты окружающей застройки от половодий (откуда и названия улиц Верхний Вал и Нижний Вал). Киевляне прозвали этот участок Канава или Помойник, поскольку сюда сбрасывались отходы гончарного, дегтярного и кожевенного производств. Канава была заключена в коллектор в середине XIX века, а верхнее течение Глубочицы — в первой половине XX века.