Александр Шныпко: «От нас требуют отмены обязательной сертификации товаров продовольственной группы»

no image

Глава Госпотребстандарта Александр Шныпко рассказал «і», как возглавляемое им ведомство борется с бесконтрольной реализацией продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы (ГМО)

Вступление Украины в ВТО потребует унификации тысяч стандартов. Глава Госпотребстандарта Александр Шныпко рассказал «і», как проходит этот процесс и как возглавляемое им ведомство борется с бесконтрольной реализацией продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы (ГМО) на отечественном рынке

Вопрос: Новые стандарты, которые сейчас принимаются вашим ведомством, полностью дублируют современные европейские нормы или вы пытаетесь модернизировать под требования отечественного рынка те стандарты, что действуют в Украине еще с советских времен?

Ответ: Украина взяла курс на вступление в ВТО, в Евросоюз, поэтому сейчас для нашей страны приоритетом в политике стандартизации является принятие международных и европейских стандартов. Скажем, в текущем году было принято 486 стандартов,из них 329 гармонизированы с международными и европейскими. Наши коллеги из стран СНГ — Россия, Беларусь, Казахстан — идут тем же путем. Чтобы не потерять внешние рынки, мы должны активно адаптировать действующую и параллельно разрабатывать новую, гармонизированную с европейской, нормативную базу. Вступление в ВТО обеспечит нашим производителям облегченный доступ товаров на рынки других стран-членов этой организации. Но следует помнить о том, что процесс этот двусторонний: зарубежные производители получают свободный доступ на украинский рынок. Значит, конкуренция ужесточается и вопросы качества начинают играть решающую роль.

В: В разработке новых стандартов принимают участие отечественные производители и импортеры?

О: Основной субъект стандартизации — технический комитет (ТК). Это добровольное объединение сторон, заинтересованных в появлении нового стандарта в той или иной сфере. На законодательном уровне созданы все необходимые условия для того, чтобы заинтересованные в появлении стандарта смогли участвовать в его разработке. Более того, в 1997 г. Украина присоединилась к Кодексу добросовестной практики по разработке, утверждению и применению стандартов (этот документ является приложением к соглашению по техническим барьерам в торговле ВТО). Согласно кодексу, на любом этапе разработки стандарта заинтересованные стороны имеют право запросить у разработчика текст для подготовки своих замечаний и предложений, а разработчик стандарта должен внести эти изменения в проект или обоснованно отклонить их. Но поскольку участие в ТК добровольное, никто не имеет права заставить производителя участвовать в разработке стандарта.

Мы постоянно призываем представителей бизнеса активнее включаться в работу по стандартизации. Но увы!

В: Им это неинтересно?

О: Наши производители не до конца понимают выгоду от участия в этом процессе. Во время научно-практической конференции Международной организации стандартизации (ISO) один из членов Международной организации пользователей стандартов, представляющий корпорацию «ДаймлерКрайслер», рассказал, что его корпорация ежегодно расходует около EUR14 млн. на стандартизацию. Они содержат собственных экспертов для разработки внутренних (или фирменных), национальных, международных стандартов и приобретают нормативную документацию для выпуска своей продукции. И за счет этого удерживают лидирующие позиции на рынке: обновляя производство, они разрабатывают под новые технологическиепроцессы свои стандарты. А конкуренты вынуждены их постоянно догонять.

Такого подхода у наших производителей, к сожалению, пока нет. Львиная доля работ по стандартизации оплачивается из госбюджета, средств катастрофически не хватает. Сегодня можно назвать несколько комитетов, где производители активно участвуют в разработке стандартов. В частности, ассоциации «Оліяпром», «Укркондитер», «Укрпиво», объединяющие предприятия отрасли, ведут секретариат соответствующих ТК. Поэтому можносказать, что стандарты, которые там разрабатываются, учитывают интересы производителей этой отрасли.

В: В нашей нормативной базе насчитывается около 16 тыс. устаревших стандартов, которые будут пересматриваться до 2010 г. В то же время уже в следующем году мы ожидаем вступления Украины в ВТО. Не помешают ли процессу советские стандарты?

О: Заметьте, что этот вопрос поднимается средствами массовой информации каждый раз, когда подходит время очередного этапа переговоров о вступлении Украины в ВТО. И камень преткновения в переговорном процессе — отнюдь не устаревшие стандарты. Тем более что многие из них устарели настолько, что существуют только на бумаге. С другой стороны, мы не можем поступить так, как Латвия в 1998 г., когда она полностью отказалась от стандартов бывшего Советского Союза и пошла по пути копирования европейской нормативной базы. Масштабы Латвии нельзя сравнивать с масштабами Украины. Такое решение, во-первых, полное игнорирование интересов собственного производителя, который достаточно долго работал по советским стандартам, под них было налажено производство. Во-вторых, это означает утрату школы разработчиков отечественных стандартов, а это — будущее отечественной промышленности, фактически цена вопроса — возможность или невозможность дальнейшего повышения конкурентоспособности наших производителей. Наши предприятия все еще используют советскую нормативную базу, поэтому мы очень осторожно подходим к ее обновлению. Мы исходим из того, что украинским производителям нужен запас времени для адаптации к новым требованиям: они должны успеть модернизировать производство.

В: А какие стандарты создают барьеры для вступления Украины в ВТО и подлежат замене в первую очередь?

О: Барьеры для свободной торговли могут создавать стандарты на продукцию и процессы, связанные с ее выпуском, но только в том случае, если они действуют как обязательные для употребления в технологическом процессе. Поэтому именно они пересматриваютсяв первую очередь. Стандарты терминологические, стандарты организационно-распорядительного характера уже не попадают под эту категорию. При этом — прошу отметить— 85% действующих в Украине стандартов добровольные. То есть они, с одной стороны, не препятствуют свободной торговле, а с другой — мы не оставили конструкторов безнормативной базы.

В: И все же, вопросы стандартизации и сертификации активно обсуждались на переговорах по вступлению в ВТО…

О: Одно из условий, на котором настаивают наши оппоненты в переговорном процессе, — отмена обязательной сертификации товаров продовольственной группы. Именно об этом механизме говорят, что он якобы создает технические барьеры для свободной торговли. Проблема же заключается в том, что в Украине другого механизма защиты рынка от опасной для жизни и здоровья людейпродукции на данном этапе просто не существует. Мы сейчас работаем над поэтапным внедрением системы оценки соответствия требованиям технических регламентов, какэто принято, например, в Евросоюзе. Но это нельзя сделать в один день. Если же мы просто отменим обязательную сертификацию, завтра рынок затопит некачественная опасная для здоровья продукция. Повторится то же, с чем мы столкнулись в начале 90-х: помните все эти растворимые напитки типа «Инвайт», некачественное или просроченноедетское питание, игрушки и так далее? Именно введение обязательной сертификации тогда остановило эту лавину.

В: В результате майской проверки продуктов питания вторговых сетях Укрметртестстандарт выявил значительное количество продукции с содержанием ГМО. Когда производитель должен будет обязательно указывать на упаковке товара содержание ГМО?

О: Уже сегодня он должен это делать. Статьей 15 закона «Про защиту прав потребителей» предусмотрено, что «потребитель имеет право на получение необходимой, достоверной и своевременной информации о продукции». При использовании ГМО производитель должен наносить соответствующую информацию на упаковку товара. Принято и соответствующее постановление Кабинета министров. Сейчас разрабатывается порядок маркировки продукции, содержание ГМО, в которой превышает 0,9%— не от веса товара в упаковке, а от массы содержащихся в нем белков. Будет введено два знака: один для продукции, в которой более 0,9% белков изготовлено из генно-модифицированного сырья, — обязательный, другой — для тех продуктов, которые вообще не содержат такого сырья, как позитивный сигнал для потребителя: его можно наноситьв рекламных целях по желанию производителя.

В: Профильные ассоциации, которые ведут секретариаты некоторых технических комитетов (ТК), это, как правило, союзы крупных производителей. Представители средних и мелких предприятий опасаются, что новые требования маркировки, которые разрабатывались ТК, их обанкротят.

О: Я бы не сказал, что ассоциации состоят исключительно из представителей крупных предприятий, там также присутствуют и малые, и средние производители. Требования к маркировкедолжны быть одинаковы и обязательны к выполнению всеми участниками рынка, поскольку главная функция маркировки — дать потребителю полную информацию об этом товаре. Производитель решает сам, насколько красочной и привлекательной будет упаковка. Вот это и влияет на ее стоимость в первую очередь.

В: Какие штрафные санкции применялись к производителям, в продукции которых Укрметртестстандартом были выявлены ГМО? Насколько известно, на этих продуктах информация о содержании ГМО отсутствовала.

О: Пока еще нет утвержденного порядка маркировки такой продукции. Хотя в соответствии с положениями закона «О защите прав потребителей» такую маркировку следовало наносить. Статьей 23 закона «О защите прав потребителей» «за отсутствие необходимой, достоверной и своевременной информации о продукции субъекты хозяйствования несут ответственность в размере 30% стоимости, полученной для реализации партии товара, но не меньше пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан». Правда, вина производителя в этом конкретном случае легла бы на розничную торговлю, которая, согласно закону, не имеет компетенции и средств для проведения проверки на наличие таких ингредиентов в продукте.
Тема ГМО сегодня очень сложная, не только с научной, технической и юридической, но и с политической точки зрения. Вы себе даже не представляете, какое сопротивление нам приходится преодолевать как со стороны отдельных бизнес-структур, так и со стороны их лобби в законодательных кругах.Наши законодатели и тут соригинальничали: вместо генетически-модифицированные организмы (так принято в Европе) придумали понятие «генетически-модифицированные компоненты». Таким образом, на мой взгляд, образовалась некая юридическая дыра, сквозь которую, при желании, проскочат нерадивые производители.

Александр Сергеевич Шныпко родился 31 мая 1949 г. в г. Дебальцево (Донецкая обл.). В 1972 г. окончил Львовский торгово-экономический институт. Кандидат экономических наук,доцент. Работал на руководящих должностях в Госплане УССР, помощником секретаря ЦК Компартии Украины.
С марта 1997 г. по нынешнее время — вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей. С июня по январь 2005 г. занимал должность первого замминистра Кабмина. С января 2005 г. по сентябрь 2006 г. — замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны. С июня 2007 г. — глава Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт). Воспитывает двоих сыновей.

Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) — центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия; осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере прав потребителей, рекламы, стандартизации и подтверждения соответствия. Госпотребстандарт был создан указом президента от 15 декабря 1999 г., в своей деятельности подчиняется напрямую Кабинету министров.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи