В украинский прокат вышел получивший главную награду прошлогоднего кинофестиваля в Каннах французский фильм «Дипан».
Для любого киномана фильм-обладатель каннской Золотой пальмовой ветви обязателен к просмотру по двум причинам. Первая — каннский кинофорум остается главным в мире и в «большой фестивальной тройке» — Канны-Венеция-Берлин. Именно к премьере в Каннах подгоняют окончание съемок своих фильмов самые известные кинорежиссеры и продюсеры. Вторая, малоизвестная широкой публике, но важная для профессионалов причина заключается в том, что победители фестиваля в Каннах задают тренд вплоть до следующего фестиваля всему мировому артхаусному кино.
И дело тут не в суеверной моде или старинной кинематографической традиции. Всё гораздо проще — фильм, победивший в Каннах, автоматически закупают прокатчики ста с лишним стран. И, следовательно, он не только приносит славу его создателям, но и дает солидную прибыль тем, кто вложил в него деньги. А что может быть лучше мировой славы, за которую тебе еще и платят?
Правда, в случае с «Дипаном» свою роль сыграла еще и политика. Фильм Жака Одиара о перебравшихся из Шри-Ланки в предместье Парижа трех тамильских беженцах появился на свет как раз тогда, когда традиционный поток мигрантов из стран третьего мира в Европу вырос за счет спасающихся от гражданской войны в Сирии. И таким образом стал как бы предупреждением о том, что может ждать Старый Свет, когда беженцами становятся не только гражданские лица, но и молодые мужчины, привыкшие профессионально применять оружие.
Тут можно приоткрыть карты и рассказать о сюжете ленты, поскольку «Дипан» относится к тем фильмам, которым спойлеры не вредят. И даже приносят пользу, поскольку монотонное течение фильма к концу первого часа экранного действия начинает слегка убаюкивать зрителя, уставшего ожидать, когда же на экране произойдет нечто, что заставит его распрямиться в кресле. Скажем сразу — произойдет. Будет и стрельба, и кровь, и наказание «плохих». Да и странно было бы, если бы с детства привыкший воевать в рядах «тамильских тигров» Дипан так и остался бы всего лишь дворником одного из бесчисленных многоквартирных домов парижских предместий.
Вначале, впрочем, всё к этому и идет. Когда у уставшего от войны «тамильского тигра» появляется возможность эмигрировать в мирную Европу, воспользовавшись документами убитого соотечественника, он делает это незамедлительно. Его не останавливает то, что по документам у настоящего Дипана были молодая жена и маленькая дочь — найти тех, кто мечтает сыграть эту роль для того, чтобы уехать в Европу, в лагере для беженцев в Шри-Ланке проще простого.
И фальшивая «семья» вскоре оказывается в парижском предместье, похожем на предместья во многих европейских столицах — стандартные многоэтажные обшарпанные дома, в которых живут эмигранты из третьего мира. Дипан, как уже было сказано, получает работу дворника, его «жена» ему помогает, «дочка» идет в школу. Работа несложная, постепенно налаживается «семейный» быт — и даже, как и следовало ожидать, понемногу превращается из фальшивого в настоящий. Не надо быть большим знатоком драматургии, чтобы предсказать, что Дипан со временем переспит со своей «женой» (интересно, что инициатором становится она), и они оба начнут как родители заботиться о девочке, которая на самом деле вовсе не их дочь.
Зритель в кинотеатре уже начинает думать, что стал соглядатаем нехитрой социальной мелодрамы — но тут, в соответствии с известными правилами, в третьем акте наконец-то стреляет ружье, которое в первом акте просто висело на стене. Дело в том, что в доме напротив того, в котором живут Дипан и его новая «семья», находится нечто вроде офиса местных мелких наркодилеров. Ребят, кстати, даже относительно бедных — их лидер живет в стандартной двухкомнатной квартире с больным отцом. Но, в отличие от эмигрантов — белых коренных французов. Когда «жена» Дипана начинает за пятьсот евро в месяц ухаживать за отцом лидера этого провинциального преступного сообщества, то поневоле оказывается в эпицентре разборок между двумя местными группировками. И тут уже берет в руки оружие сам Дипан, профессиональный солдат, для которого с военной точки зрения все эти люди — мелкая шпана.
Возможно, что, если бы прошлогодний каннский кинофестиваль не совпал с увеличением потока беженцев в Европу и потрясшим за несколько месяцев до него Францию убийством в редакции журнала «Шарли Эбдо», «Дипан» не получил бы главный приз в Каннах. Но случилось так, как случилось, и 63-летний Жак Одиар, «Пророк» которого в 2009-м уже получал вторую по значимости награду каннского кинофестиваля, Гран-при, вошел в число любимчиков Канн.
Справедливости ради надо заметить, что, в отличие от некоторых из этих любимчиков, Одиар — крепкий профессионал, который любит и умеет снимать захватывающие социальные фильмы с элементами детектива. Недаром счет «Сезаров» (главных французских кинопризов), врученных за все его фильмы, уже перевалил за два десятка. «Дипан», как говорится, немного из другой оперы. Но его скрытый поначалу драматизм делает его хорошим начальным киноуроком для зрителей, которые приходят в кино не только для того, чтобы похрустеть попкорном. И, конечно, мастер-классом для киноманов.
Автор: Борис Стрехов