МФС породнится с НБУ

2 марта 2009, 0:00
no image

Акционеры Межрегионального фондового союза решили продать целостный имущественный комплекс депозитария Всеукраинскому депозитарию ценных бумаг

Акционеры Межрегионального фондового союза (МФС), преимущественно банки, решили продать целостный имущественный комплекс депозитария недавно созданному под эгидой НБУ Всеукраинскому депозитарию ценных бумаг (ВДЦБ) с частичной отсрочкой оплаты на год

Представители Украинской биржи, а также торговцы ценных бумаг, несогласные с таким решением, будут искать правды в суде.

Уже перед началом собрания акционеров было ясно, что общего мнения нет. Акционеры ютились в углах, улыбались и пили кофе. Николай Швецов в одиночестве курил. Затем пришел председатель правления Нацдепозитария (НДУ) Владимир Ульянов. На вопрос корреспондента «і» о том, как, по его мнению, закончится собрание акционеров, он ответил, что закончится мирно, а он просто пришел наблюдать за происходящим.

Глава Concorde Capital Игорь Мазепа предпочел сидеть на галерке, представители Украинской биржи и другая оппозиция также держались особняком. Предправления МФС Николай Швецов вел себя дружелюбно, пытаясь примирить противоборствующие стороны. После почти единогласной поддержки отчетов правления и ревизионного совета акционеры отменили шестую допэмиссию, которую МФС так и не удалось провести в связи с корпоративным конфликтом между группой «Приват» и остальными акционерами.

С самого начала было понятно: акционеры ждут рассмотрения вопроса о продаже целостного имущественного комплекса МФС новосозданному ВДЦБ. Глава совета участников, гендиректор ИК «Тект» Вадим Гриб выступил в начале собрания и, рассказав историю вопроса, снял с себя ответственность за все происходящее, оставив выбор за акционерами.

А суть вопроса в следующем. Созданный при поддержке и участии НБУ и коммерческих банков Всеукраинский депозитарий ценных бумаг еще на первом собрании предложил акционерам МФС объединиться с ВДЦБ. Такое желание вполне понятно, потому что около 60% ВДЦБ принадлежат акционерам МФС. PriceWaterHouse Coopers (PwC) провел аудит и оценил стоимость имущественного комплекса МФС в 8,4 млн. грн., а весь МФС — в 52-64 млн. грн.

У представителей МФС такая оценка вызвала недоумение. «Депозитарий, который обслуживает 10 тыс. эмитентов, не может стоить так мало. Затем оказалось, что PwC на самом деле оценил МФС в 130 млн. грн., но сделал дисконтирование на 70 млн. грн. в связи с тем, что в ВР зарегистрирован законопроект, по которому предлагается увеличить УФ депозитариев до 80 млн. грн. Но это только законопроект, и не известно, будет ли установлен такой размер УФ. Тем не менее, несмотря на эту оценку, ВДЦБ в лице его представителя Петра Переверзева согласился заплатить лишь 25 млн. грн. Потому что из 80 млн. грн. уставного фонда ВДЦБ после покупки им объектов недвижимости в УФ осталось лишь около 30 млн. грн. Любопытно, что Николай Швецов, являющийся наемным менеджером в МФС возглавляет и ВДЦБ»,— поведал господин Гриб.

В процессе переговоров МФС и ВДЦБ пришли к решению, что МФС должен быть продан по рыночной стоимости, то есть — около 57 млн. грн. После этого заявления зал оживился и началась активная дискуссия. Представители торговцев ценными бумагами недоумевали, почему МФС, у которого есть технологии, программное обеспечение, помещения и персонал, должен быть продан ВДЦБ, который пока даже не имеет лицензии на депозитарную деятельность.

Бориса Тимонькина, первого замглавы совета МФС, который находился в президиуме, эти разговоры явно не устраивали. Особенно ему не нравились пассажи предправления НДУ Владимира Ульянова о том, что НБУ когда-то был акционером Нацдепозитария и МФС, но потом предпочел избавиться от акций, ссылаясь на норму законодательства, запрещающую ему участвовать в акционерных обществах, не обеспечивающих его деятельность.

К слову, в упоминаемом законопроекте о депозитарной деятельности содержится норма, согласно которой доля государства в центральном депозитарии и должна составлять до 50%, а есть и предложения создать государственный депозитарий. «Так же может произойти и с ВДЦБ. В НБУ может поменяться руководство, и новые представители центробанка могут опять воспользоваться этой нормой. Таким образом, то, чего вы пытаетесь избежать, может обернуться против вас»,— заявлял господин Ульянов.

«Парламент в нынешнем состоянии может принять законопроект, согласно которому депозитарий должен быть государственным. Тогда МФС придется вообще ликвидироваться. Стоит также понимать, что вы можете отказаться от продажи МФС ВДЦБ, но акционеры ВДЦБ могут скупить у миноритарных акционеров акции и тогда вы потеряете влияние на события, и продажа МФС осуществится по другой цене»,— предупредил акционеров Владимир Петренко, член ГКЦБФР.

После этого, чтобы успокоить акционеров, выступил Василий Роговой, глава набсовета ВДЦБ, уверивший всех в том, что новосозданный ВДЦБ не обременен историей корпоративных войн и преследует лишь одну цель — развитие депозитарной системы. «Созданный ВДЦБ выгоден всем. Мы могли бы скупить акции, как это делают некоторые биржи, но это вызвало бы недоверие. Потому мы предложили максимальную цену — 57 млн. грн. В случае, когда каждый будет удовлетворять свои амбиции,— мы не сдвинемся ни на шаг. Не будет нового депозитария — не будет фондового рынка. Мы предоставим места в набсовете миноритариям. Кроме того, НБУ заявил, что готов в любое время, если будет нужно, выйти из состава акционеров»,— убеждал всех господин Роговой.

Далее завязался спор между Игорем Мазепой и Николаем Швецовым. «Согласно предложенным условиям сделки с ВДЦБ, мы получим вдвое меньше денег, нежели реальная стоимость МФС. Почему вы предлагаете нам экономически невыгодную сделку? Вы утверждаете, что хотите сделать ЦД на базе МФС, что мешает?» — спросил господин Мазепа. «МФС де-факто и так ЦД»,— после продолжительного молчания парировал господин Швецов.— «Тогда зачем эта сделка?» — «А вы разве не собираетесь развивать МФС? Мы бы работали так и дальше, но в свете принятого Закона «Об акционерных обществах» перед нами стоят новые вызовы и куча работы. Для этого нужны и деньги, и помещения, которые ВДЦБ нам предлагает»,— пояснял Швецов.— «Сколько денег нужно?» — «80 млн. грн., которые есть у ВДЦБ в уставном фонде».

В дискуссию вмешался Борис Тимонькин: «Вы сюда и копейки не вложили, а теперь начинаете дискуссию»,— обвинил он Игоря Мазепу. «Был корпоративный конфликт. Собрание акционеров несколько лет не собиралось, и увеличить УФ мы не смогли»,— как бы оправдывался господин Швецов. «Но допэмиссия отменена, и теперь ничто не мешает увеличить капитал. И пусть акции этой допэмиссии выкупит ВДЦБ, если он заинтересован в развитии депозитарной системы»,— предложил господин Мазепа.

Помимо этого, участники рынка высказали обеспокоенность, что наличие НБУ в капитале ВДЦБ приведет в единоличному управлению депозитарием. «Банки находятся в сложной ситуации и зависят от рефинансирования НБУ. Мне известно, что перед собранием банкирам звонили из НБУ и настоятельно рекомендовали проголосовать за продажу МФС ВДЦБ»,— рассказал господин Гриб.

Несмотря на противостояние, в ходе голосования выяснилось, что большинство акционеров поддержало идею продажи МФС (за — 177 голосов, против — 47, 71 (в том числе и ПФТС) — воздержался).

В течении 14 дней должен быть продан имущественный комплекс за 9 млн. грн. и подготовлен публичный договор, согласно которому все акционеры МФС, желающие приобрести долю в ВДЦБ получат такое право. Оплата акций МФС по цене 125 тыс. грн. за акцию будет проведена в течение года. По сути, оплата будет осуществлена двумя траншами: предоплата — 57 тыс. грн. за акцию, а после допэмиссии ВДЦБ — еще 68 тыс. грн. Вопрос проведения допэмиссии ВДЦБ будет решаться на собрании акционеров 4 марта. Любопытно, что, согласно уставу ВДЦБ, один акционер не может иметь долю акций больше 5%, и только НБУ владеет 25% акций.

Несмотря на поддержку акционерами идеи продажи, при реализации могут возникнуть трудности. Миноритарий МФС — ЗАО «Мегаполис Капитал» — подал иск в Хозяйственный суд Киева о запрете продажи целостного имущественного комплекса МФС. До решения дела по сути суд запретил осуществлять продажу имущества МФС. Так что конфликт вокруг продажи МФС далек от разрешения. Не допустить продажи МФС намерены и представители новосозданной Ассоциации торговцев фондового рынка. А в Нацдепозитарии, с которым ранее планировал объединиться МФС, надеются, что после смены руководства НБУ конфликт исчерпается сам по себе.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи