Лешек Бальцерович: «С приватизацией Украина опоздала лет на двадцать»

21 марта 2016, 8:16
no image

Польский экономист, экс-министр финансов и экс-глава центробанка Польши Лешек Бальцерович известен как крупнейший реформатор в странах Европейского союза. Комплекс его реформ именуется «План Бальцеровича» (в народе — «шоковая терапия»). Но социальные последствия этих реформ крайне быстро вызывали недовольство населения и противоречивые оценки экспертов. В один из приездов Бальцеровича в Киев нам удалось поговорить с ним об экономической ситуации в Украине.

Вопрос: Если бы Вам потребовалось проводить реформы не двадцать лет назад в Польше, а сейчас в Украине, с чего бы начали?

Ответ: Нужно определиться с кругом первоочередных проблем. Чем больше их найдется, тем выше шансы улучшить обстановку, при условии наличия правильной стратегии действий. Реформаторы обязаны определиться с системой, которую они хотят внедрить в стране. Она должна максимально быстро привести к долгосрочному росту экономики.

Прежде всего, это система с частными предприятиями (конкурирующими между собой), не очень высокими налогами, минимумом законодательных преград для бизнеса и независимыми судами. Надо так преобразовать государство, чтобы появилось как можно больше легального бизнеса, особенно малых предприятий. Главное — переход к рыночной экономике.

У Польши тоже была масса проблем в 1989 г., когда начинались преобразования. Самая хорошая стратегия — комплексность. Нужно начинать реформы во всех важных отраслях, двигаясь очень быстро. Чем динамичнее удалите дефекты, тем скорее нормализируется экономика.

В: Что стало бы главным препятствием Вашим усилиям, возьмись Вы за реформы в нашей стране?

О: Труднее всего, и это касается любой страны, собрать вокруг себя в команду единомышленников и иметь конкретный план действий. Но главное, чтобы задекларированное не оставалось лишь на бумаге. Даже если закон будет идеально написан, но не защищен, инвестиции не появятся. По этой причине Украина очень нуждается в антикоррупционной перестройке. К тому же все проблемы в Украине носят не экономический, а политический характер.

В: В одном из интервью Вы сказали: «Главная ответственность за реформы на тех, у кого сосредоточена основная политическая власть». То есть по поводу результативности реформ все претензии к президенту Порошенко и премьер-министру Яценюку?

О: Чем больше концентрация власти, тем выше моральная ответственность перед народом. И важно, чтобы общественные организации тщательно наблюдали за действиями политиков и контролировали динамичность проводимых в государстве реформ.

В: Дефолт для украинской экономики — это смертельно или не очень?

О: Разговоры о дефолте — спекуляции. Конечно, лучше прийти к дружественному соглашению с кредиторами по сокращению долгов (как уже произошло), но это не всегда удается, как в случае с Российской Федерацией. Тем не менее я все же надеюсь, что цель украинского правительства — не дефолт, а наоборот, погашение всех задолженностей. Хотя гарантий нет.

В: Почему в Польше и ряде постсоветских стран произошел экономический рост, а в Украине — нет?

О: В Польше, в первых два года реформ, не было отмечено общего экономического роста. Наша торговля пребывала в состоянии полнейшего краха. В 1991 г. Экономическое сообщество социалистических стран было ликвидировано, что сразу же привело к сокращению польского экспорта в Россию и бывшие социалистические страны. В Польше началась рецессия. А в Украине сейчас еще более бедственное положение. Но на фоне этой ситуации идет реструктуризация украинского экспорта на Запад, что является позитивным моментом. Такое же преобразование структуры экспорта было и в Польше, начиная с 1990-1991 гг.

Balcerovic1В: Есть ли универсальные рецепты проведения рыночных реформ для разных стран?

О: Конечно. Низкая инфляция намного больше содействует развитию бизнеса, чем высокая. Частная собственность продуктивнее, нежели государственная (в СССР всеми предприятиями владело государство, и это была катастрофа). Обязателен элемент конкуренции для демонополизации и либерализации внешней торговли. И нужно помнить: стабильные законы лучше нестабильных (я имею в виду независимую судебную систему).

В: Назовите самые успешные польские реформы в экономике, которые подойдут и Украине.

О: Трудно конкретизировать. Но в Польше весьма важным моментом стала радикальная демонополизация, проведенная уже в 1990 г., и открытие рынка для Европы. Украина должна также сделать демонополизацию, усилить конкуренцию между предприятиями. Ведь растет тот, кто привлекает больше денег. И не стоит опасаться импорта из западных стран. Для страны это стимул более эффективного внутреннего производства. Именно повышение эффективности помогло Польше достичь экономического роста.

Нет экономического роста и его перспектив – нет преобразований, которые станут предпосылками к нему. Следовательно, нет новых рабочих мест. Тем не менее программа экономического роста должна быть долгосрочной: быстрый экономический рост может оказаться крайне опасным. И не стоит бояться многочисленных проблем: чем их больше, значительнее круг возможностей для их решения.

В: Как добиться, чтобы, как в Польше, значительная часть товаров отечественного производства шла на экспорт? На каком этапе помогает государство? Как это было в Польше? В Украине эту проблему решить, увы, не могут…

О: В Украине не проводились радикальные реформы, поэтому проблема и не решается. Тем не менее есть примеры успешных украинских предприятий (энергетика, производство электрических двигателей). Их число может увеличиться, при условии модернизации и технических инноваций, выхода на европейский рынок и конкуренции.

Что касается государства, оно не должно мешать бизнес-процессам. У нас никогда политические связи не стояли выше экономических интересов страны. С самого начала мы провели радикальную массовую либерализацию. Поэтому Украине нужно менять нынешнее положение посредством демонополизации и либерализации.

Если говорить о помощи со стороны государства, то политики и чиновники ничем не могут помочь бизнесу, кроме издания лояльных законодательных актов. Их не нужно множество, но они должны быть качественными. Главное, чтобы законы применялись на практике, через независимую систему юстиции. Когда же чиновники и политики начинают вмешиваться в сам бизнес-процесс, то приносят лишь вред.

В: Что делать, если экономика страдает неэффективностью и нет экономического роста?

О: Кризис — это разлом в экономическом росте, который произошел вне рыночной экономики, при тяжелейшей концентрации политической силы. Украина страдает неэффективностью из-за того, что было проведено слишком мало реформ. При социализме существовала только государственная политика, и никакой эффективности. Поэтому социализм пал. Чем меньше политического вмешательства в дела бизнеса, тем лучше для экономики страны и людей. При этом, повторюсь, обязательна процедура демонополизации: нужно ввести конкуренцию между предприятиями, путем устранения монополии.

В: У Украины огромный бюджетный дефицит. Как нам снизить расходы и увеличить денежные поступления?

О: Украинский бюджетный дефицит немного сократился. Ваша страна сделала в этом плане даже больше, чем Польша. Если экономика растет, благодаря реформам, будут возрастать налоговые поступления, так как люди и предприятия станут богаче.

В: Какой экономический рост Украины Вы предполагаете в будущем? Как быстро?

О: «Профессиональные пророки», такие как МВФ, предсказывают положительный рост. А я — экономист. Если в Украине улучшится бизнес-климат, состоится дерегуляция и самые коррупционные организации государства будут реформированы или вовсе ликвидированы, это станет хорошим фундаментом для экономического роста.

Balcerovic3В: Как Вы видите процесс демонополизации у нас? Поделитесь рецептом борьбы с олигархами.

О: Все очень просто. Нужно создать сильную команду, которая, основываясь на законах, проведет проверку предприятий и выделит из них неконкурентоспособные, а также монополистов. Именно их и нужно устранить. Относительно олигархов, если говорить о тех крупных предпринимателях, которые завладели предприятиями благодаря политическим связям, то в Польше таковых нет. Потому что у нас прошли радикальные реформы с самого начала и именно честная конкуренция решала, кто лучший. А политические отношения лишь вытесняют конкуренцию.

В: Что Вы скажете о приватизации государственных предприятий в Украине? И нужна ли нам реприватизация?

О: С процессом приватизации Украина опоздала на двадцать лет. От государственных предприятий только громадные убытки, за которые платит все население страны. Поэтому их приватизацию нужно сделать быстро и профессионально. С экономической точки зрения это необходимо. Все предприятия (без исключения) должны стать частными, ибо государственные — предмет политического контроля. И нужна конкуренция: частные предприятия без нее не могут функционировать. Что касается реприватизации, в Украине этот вопрос сложнее, нежели у нас. Потому что в вашей стране национализация происходила еще в 1920-х годах.

В: Как нам эффективно снизить давление на бизнес бюрократического аппарата в Украине (сокращение разрешительных процедур и документации, отчетность…), а также упростить налогообложение?

О: Нужно сделать профессиональный анализ украинской налоговой системы, и на основе этого строить выводы. Нашим странам важен опыт других государств. Я знаю, что у Айвараса Абромавичюса имелись радикальные планы дерегуляции в этой сфере. Но их нужно было воплощать в действие максимально быстро и следить, чтобы бюрократы не создавали новые регуляции… В Польше такая практика присутствовала. Иными словами, должно быть максимально сильное гражданское общество, наблюдающее за действиями политиков. Надо дать больше экономической свободы, в рамках правового государства.

В: Каковыми Вы видите перспективы региональной экономики Украины?

О: На оккупированных территориях громадные экономические потери, намного больше, чем на остальной территории Украины. Промышленное производство упало там более чем на 30%, а на неоккупированной части страны — на 5%. Понятно, что на Донбассе сейчас не до реформ. Но в остальных украинских регионах реформы должны продолжаться, и экономическая обстановка станет лучше, которая пострадала сначала из-за спада экспорта в Россию, а затем и вовсе по причине продовольственного эмбарго.

В: Насколько долго, по Вашему мнению, Запад намерен продлевать санкции против РФ?

О: Считаю, что санкции в отношении России должны крепчать. Ее экономика уже страдает, потому что она отсталая по своей структуре, в сравнении с европейской. В России 50% экспорта — это газ и нефть. Поэтому российская экономика весьма слабая и зависит от колебания цен на рынке нефтепродуктов, которые сейчас значительно снизились. Это одна из причин рецессии в России. К тому же там весьма слабый финансовый сектор, потому что государство имеет очень сильное влияние на бизнес. Более того, в России не проводятся реформы, скорее, идет процесс антиреформ. А в таких условиях экономика не может расти. Но даже до начала военных действий на территории Украины у них была перспектива стагнации, которая сейчас и преобразовалась в рецессию.

Лешек Бальцерович родился 19 января 1947 г. в городе Липно (Польша). Учился на факультете внешней торговли Главной школы планирования и статистики в Варшаве; Университет Св. Иоанна в Нью-Йорке; защитил докторскую диссертацию. 1978-1980 гг. — работал в Институте марксизма-ленинизма в Варшаве; 1978-1981 гг. – возглавлял группу ученых, разрабатывавшую альтернативный проект экономических реформ в Польше, координатор деятельности Европейской экономической ассоциации в Польше; сентябрь 1989 г. – ноябрь 1991 г. — вице-премьер и министр финансов в правительстве Тадеуша Мазовецкого и Яна Кшиштофа Белецкого, возглавил Экономический комитет при Совете министров Польши; с декабря 1991 г., в качестве советника, принимал участие в экономических реформах в России и других странах СЭВ; ноябрь 1997 г. – июнь 2000 г. — заместитель премьер-министра и министра финансов в правительстве Ежи Бузека; 2000-2002 гг. — советник президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе по экономическим вопросам; январь 2001 г. – январь 2007 г. — председатель Национального банка Польши; в октябре 2008 г. стал одним из восьми членов Европейской экспертной группы по разработке рекомендаций по предотвращению последствий мирового финансового кризиса в странах Европейского союза; сейчас также консультирует украинское правительство. Женат, имеет двух сыновей и дочь. Увлекается исторической литературой и спортом.

Все статьи