В течение двух лет после побега Януковича мы наблюдаем как волонтеры, общественные активисты и благотворители совершают настоящий подвиг, оказывая поддержку и решая острые вопросы ветеранов и инвалидов АТО, переселенцев.
Очень положительно, что общественность воспринимает чужую боль как свою. Но следует также проанализировать успешность работы тех чиновников, которые прямо ответственны за эти направления работы. Тем более, что количество инвалидов в Украине превышает 2,8 млн. человек, внутренне перемещенных лиц сегодня более миллиона и ни одна общественная инициатива не способна в полном объеме выполнить функции государства и обеспечить особые потребности этих людей.
Напомним, что к прошлогоднему переформатированию правительства в адрес Минсоцполитики (и его руководителя – Людмилы Денисовой) звучало немало критики. Чаще всего она касалась бездумного разрушения системы социальной защиты, профильных бюджетных и государственных учреждений, санаториев, реабилитационных центров. Еще в большей степени она касалась посягательств на предприятия протезно-ортопедической отрасли, ведь возможность предоставлять качественные услуги по протезированию вновь актуализировалась на фоне последствий войны с Россией.
Протезные предприятия: оптимизация или “прихватизация”?
Поводом для критических оценок работы правительства и министерства в 2014 году, в частности, стало решение о слиянии государственных протезных предприятие. Так, было проанонсировано присоединения Тернопольского казенного экспериментального протезно-ортопедического предприятия (КЕПОП) во Львовский, Николаевского КЕПОП в Одесский, Житомирского КЕПОП и завода «Импульс» в Киевский КЕПОП.
По мнению экспертов и общественных организаций, занимающихся вопросами инвалидов, механическое слияние этих предприятий, которое осуществляется без четкой стратегии развития области протезирования, приведет к уничтожению имеющегося производственного потенциала, вывода из государственной собственности за бесценок ценных активов и превратит в кошмар жизнь инвалидов, которые являются основными клиентами этих предприятий.
Сегодня же, по итогам 2015 года, можно утверждать, что сбываются самые пессимистические прогнозы, ярким свидетельством чего является история киевского завода “Импульс”.
План по “реанимации” завода “Импульс”
В конце 2014 года у Минсоцполитики пришла новая команда во главе с Павлом Розенко (представитель БПП). Согласно партийно-квотному принципу формирования правительства и договоренностями между политическими силами, первым заместителем Розенко по квоте “Народного фронта” был назначен Василий ШЕВЧЕНКО, экс-заместитель Министра транспорта Украины эпохи Ющенко.
Именно Василию Шевченко поручили курировать вопросы социальной политики в отношении инвалидов, внутренне перемещенных лиц и ветеранов АТО.
Его появление в министерстве было триумфальным – с фотосессиями с ветеранами АТО и героями Майдана, громкими обещаниями прекратить безрассудства предыдущей “преступной власти”, грабеж и разбазаривание предприятий.
Василий Шевченко раздавал интервью, представил программы и инновационные проекты. Одним из таких проектов было создание современного центра бионического протезирование на базе киевского завода “Импульс”.
В нашем распоряжении есть интересный документ: «Пошаговый план по реанимации и дальнейшему развитию завода« Импульс», который был разработан ОО «Бюро национального контроля »за подписями Стучала Валерия Сергеевича, Стучала Евгения Сергеевича и Кашубы Игоря Игоревича.
В плане описаны три шага по преобразованию государственного предприятия «Импульс» в технологическую площадку для реализации бионического протезирования в Украине. Шаги предусматривают популяризацию завода (создание сайта и видеоролика), персонализацию запроса на протезирование (в этом шаге речь идет опять о съемке ролика и размещение информации на нерабочей сейчас странице). «Результатом должен стать выпуск, в срок не позднее 6 месяцев первых бионических протезов».
На совещаниях с руководителями подразделений министерства и журналистами Василий Шевченко широко использовал основные элементы этого плана и обещал сделать обновление завода “Импульс” приоритетом своей работы.
И действительно, завод “Импульс” стал приоритетом для Василия Шевченко. Хотя и в несколько ином смысле, чем это было представлено.
Производство протезов или площадка под застройку
Государственное предприятие «Импульс» было основано в 1923 году. С 1999 года перепрофилируется на ортопедо-протезную отрасль. Адрес предприятия – Демеевская, 5 / А. Недалеко от метро «Демеевская» и ТРЦ «Ocean Plaza». Привлекательный кусочек дефицитной киевской земли.
Как показывает наше исследование успехов “модернизации” завода “Импульс”, именно земля, на которой он находится, является самым ценным активом и наибольшей мотивацией для заместителя министра Шевченко заниматься этим проектом.
Мы собрали информацию из открытых источников, а также от бывших работников предприятия, что позволило нам составить комплексное представление о процессах, которые сейчас происходят на заводе.
Как грабили «Импульс»
Наши источники, знакомые с ситуацией вокруг завода, рассказали о схеме захвата и грабежа предприятия: уничтожение ресурсов, доведение до банкротства и введения своих людей для окончательной приватизации.
Во-первых, были введены «свои люди» в руководство заводом – поставлены руководитель (Миронюк Сергей) и бухгалтер (Синюта Людмила). Впоследствии все работники бухгалтерии и административных подразделений завода были освобождены. Цель такого шага, как оказалось впоследствии – скрыть от внешнего мира информацию о реальном положении вещей на предприятии.
Во-вторых, новая команда начала накапливать долги завода «Импульс» перед персоналом. Фактически приостановились выплаты заработной платы и обязательных платежей. Это привело к существенному ухудшению финансовых показателей.
Вместе с сокращениями персонала началось и уничтожение материальной базы предприятия. Под лозунгами реформирования были разграблены коммуникации и даже сдана на металлолом металлическая стружка, оставшаяся со времен активной работы завода.
Введение «предпродажной команды»
Сейчас завод уже почти готов к финальному банкротству. Для реализации этого этапа в ноябре 2015 года был назначен новый директор – Вадим Лубянка.
Что интересно, назначение произошло без конкурсного отбора (хотя для должностей директоров других компаний Минсоцполитики такой конкурс был организован). Свидетельством того, что “схема” готовилась заблаговременно есть и меры по коррекции официальной трудовой биографии нового руководителя. Так Вадим Лубянка, у которго нет полного высшего образования и профильного опыта работы, незадолго до «Импульса» был назначен заместителем директора Харьковского протезного завода (неплохой старт карьеры, не так ли?).
Назначение состоялось при содействии Юрия Лагуты, который сегодня занимается кадровыми вопросами в Минсоцполитики. Понятно, что профессиональная биография Юрия Лагуты всегда синхронизируется с назначениями Василия Шевченко на ответственные государственные должности.
Например, в 2007 году он был заместителем директора Киевского областного филиала ГП «Центр государственного земельного кадастра» (директором Киевского регионального филиала государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины» в это время был Василий Шевченко). В 2009-2010 годах Юрий Лагута был руководителем управления кадров Министерства транспорта и связи Украины (где функции замминистра исполнял Василий Шевченко). До назначения в Минсоцполитики Юрий Лагута работал начальником отдела учета и управления объектами государственной собственности Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Киевской области, где он имел доступ к информации о государственных предприятиях.
Возможно, вырученные средства могли бы пойти на развитие паралимпийского спорта или строительство новых домов для ветеранов АТО? К сожалению, мы склонны думать, что лакомый кусок земли, где расположен завод Импульс, вскоре передадут под жилую или офисную застройку.
Уже сегодня на территории завода открыли коммерческую стоянку.
«Новые лица» «Импульса» готовят приватизацию и продажу на металл
«Карусель» с назначениями и выводом имущества завода «Импульс» из государственной собственности легко проверяется через открытые источники.
Рассмотрим деятельность ОО «Бюро национального контроля» от имени которой разрабатывался “Пошаговый план по реанимации и дальнейшего развития завода” Импульс “. Организация с таким названием не имеет страниц в социальных сетях или собственного сайта. Нет и никаких сведений о ее деятельности для представления «пошагового плана».
Мы решили проверить подписантов через поисковую систему «Мониторинг деловой активности контрагентов».
Данные о регистрации «Бюро национального контроля» свидетельствуют, что это организация «семейного образца», где руководителем является Стукал Оксана Степановна (очевидно, доверенное лицо Евгения и Валерия Стукалей). Другой соучредитель – Игорь Кашуба.
Интересно, что по адресу вул.Демиивська, 5/А зарегистрировано частную компанию «Импульс Роботикс», руководителем которой с 19.06.2015 года является Игорь Кашуба. Среди соучредителей – Евгений Стукал и Ирина Швец.
По этому же адресу зарегистрирована еще одна компания – «Агентство публичных проектов». Ее руководителем с того же 19.06.2015 является Евгений Стукал, а соучредителем – Игорь Кашуба. Очевидно, именно эти два предприятия создавались для потенциальной приватизации завода «Импульс».
Интересна фигура Валерия Стукало. Он числится среди учредителей компании металлотрейдера «Леман Украина», которую в 2006 году купил «Метинвест» Рината Ахметова. В структуру «Леман Украина» входили центры по реализации в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Кременчуге, Харькове, Одессе, Кривом Роге, Симферополе и Севастополе. В 2005 году «Леман Украина» реализовала более 750 000 тонн металла.
Возникает естественный вопрос: как человек, специализирующийся на торговле металлом (в том числе с обанкротившегося предприятия) может развивать крупный завод?
Таким образом, под проект по реанимации завода «Импульс» была заведена группа лиц, которые выводят имущество предприятия в частную собственность с целью продажи оборудования и коммерческого использования территории.
Цена приватизации – судьбы малообеспеченных слоев населения
Отсутствие отечественных возможностей протезирования в Украине может стать стратегической проблемой в недалеком будущем. Протезирование за границей не может быть единственным выходом из ситуации, ведь война продолжается. Поставленные за рубежом протезы требуют постоянного обслуживания, замены в случае необходимости, оплаты перелета и проживания пострадавшим. Не исключено, что вскоре у государства и международных организаций может измениться приоритетность в выделении ресурсов.
Во всем мире проблема обеспечения инвалидов решается созданием собственной системы. В начале 2014 года страны ЕС предлагали свою помощь не только в виде протезирования конкретных лиц, но и через создание системы обучения и передачи «ноу-хау» протезирования. Создание собственной школы высокотехнологичного протезирование помогло бы Украине стабилизировать ситуацию с производством и гуманитарными аспектами АТО.
Именно под этими лозунгами приносил свои предложения Василий Шевченко. В свою очередь, анализ деятельности этого чиновника показывает: предприятия уничтожаются, земля и материальная база передаются в частную собственность, а создание государственной школы протезирования заменено на лоббирование отечественных и зарубежных частных компаний (не исключено, что с учетом «интереса» замминистра.
Жертвами корыстных интересов и желания обогатиться становятся люди, которые непосредственно стали жертвами российской агрессии и как никто нуждаются во внимании со стороны государства – инвалиды. Среди них – ветераны АТО, которые пошли на защиту страны, и переселенцы, пострадавшие от вмешательства России.