В Украине в самом разгаре бюджетный процесс. Депутаты подали более 2 тыс поправок к основному финансовому документу страны. С каким бюджетом будет жить Украина и такой уж он оптимистичный, как утверждают в Кабмине, "і" рассказал Александр Данченко, глава Комитета ВРУ по вопросам информатизации и связи. Его называют одним из цифровых евангелистов в отечественном политикуме, он верит, что цифровая экономика выведет страну из финансового кризиса и активно продвигает эту идею.
«Бюджетом развития» назвали в Кабинете Министров главный финансовый документ страны на 2018 год. Вы согласны с таким определением?
Авторам бюджета свойственно давать своему «детищу» подобные характеристики. Нынешний состав Кабмина хоть и состоит частично из прогрессивных инноваторов, но любители эпитетов также остались.
Я бюджет таковым не считаю ни с точки зрения основных финансовых показателей, ни с точки зрения развития отдельных отраслей. Математика простая. До конца 2018 года курс доллара заложен на уровне 30,1 грн за доллар. Это значит, что заложенные в бюджет социальные повышения будут осуществлены за счет обесценивания гривны. Плюс, как мы знаем, девальвация ведет к росту цен практически на все товары и услуги. В бюджет также заложена инфляция 7%, по моим оценкам этот показатель будет больше 10%, прогноз МВФ – 12,8%.
И при всем при этом расходная часть бюджета-2018 превысит расходы текущего года. Кабмин больше всего денег хочет потратить на оборонный сектор, ремонт дорог и АПК, а также на программы субсидий. Отдельно хочу остановиться на оборонном секторе. В период 2014-2017 года из бюджета на оборону было потрачено 190 млрд грн и это без учета волонтерских денег. В бюджете-2018 расходную часть Минобороны предлагается увеличить на 83 млрд грн, но при этом детализации этих расходов не знает никто. В нынешних наших реалиях – оборона приоритетное направление, но если траты бюджетных денег прозрачны. А то миллиарды тратятся, а закупать оружие и технику продолжают волонтеры.
Дефицит бюджета в Кабмине планируют покрывать за счет новых кредитов. Делая красивые презентации, авторы главного финансового документа не очень акцентируют внимание на том, что заёмные средства – это пятая часть бюджета страны. Если пересчитать государственный долг на конец 2018 года, то получится, что каждый гражданин должен погасить 64 тыс грн. Мне кажется, это вряд ли можно назвать «бюджетом развития».
Какой выход?
Выход найден давно, его знает любой человек из бизнеса – если есть дефицит бюджета, значит, в первую очередь нужно сократить расходы. И начинать нужно с себя, с сокращения затрат на содержание государственного аппарата. В публичной риторике Кабмина прозвучал аргумент в защиту возросших затрат: повышение зарплат чиновникам. И я согласен с тем, что люди должны получать достойную оплату своего труда, но вопрос в том, нужно ли государству столько чиновников и не пора ли провести организационную реформу их работы? Весь мир давно пользуется системами телеконференцсвязи вместо внутренних и внешних командировок, системами электронного документооборота вместо бумаги ну и т.д. Это базовые вещи в странах, которые мы ставим себе в пример. Цифровые технологии позволяют сократить административные затраты даже при условии стартовых инвестиций в строительство инфраструктуры.
Второй возможный выход из состояния вечного дефицита – это дать возможность развиваться тем отраслям, которые в перспективе 3-5 лет могут стать экономикообразующими для Украины. И в первую очередь я говорю об ИТ и телекоме. Послушайте, ИТ рынок Индии оценивается в 145 млрд долларов, а это раз в 50 больше чем украинский. И это при том, что Украина имеет выгодное географическое положение, огромное количество талантливых специалистов и успешные кейсы. Просто в Индии развитие ИТ рынка поддерживается государством, а в Украине не очень. Тем не менее, за прошедший период 2017 года наш ИТ сегмент вырос на 18% в долларовом эквиваленте. Если государство будет не мешать, а создавать благоприятные условия, то сумма валютных поступлений от ИТ-сферы может вырасти до 6 млрд долларов до конца 2018 года.
На примере ИТ рынка, как должна измениться политика государства, чтобы отрасль развивалась и приносила деньги в бюджет?
Это даже вопрос не политики, а конкретных тактических шагов, на которые нужна просто политическая воля. Например, ввести лояльный порядок налогообложения на определенный период времени, создать фонды частно-государственного партнёрства для инвестирования в цифровые проекты (задача таких проектов должна состоять в экономии бюджетных средств), упростить вход и работу для иностранных инвесторов и специалистов, минимизировать влияние силовых и фискальных органов на ИТ-компании, принять тот же закон о меценацтве, который позволит бизнесу инвестировать в образовательные и научно-технические проекты. Это такие элементарные вещи, за отсутствие которых мне порой бывает стыдно перед коллегами из Европы и Азии. Технологические парки и «силиконовые долины» приносят бюджетам своих стран миллиарды долларов. Украина же просто экспортирует лучшие умы.
И еще один момент. В Украине очень модно эксплуатировать тему войны. Почему инфляция? Война! Почему экономика падает? Война! Почему инвестор боится приходить в Украину? Война! Так вот это все неправда. Инвестор больше всего боится украинской коррупции и бюрократизма! И это касается не только рынка ИТ.
Модное понятие «цифровая экономика» о чем это?
Это изменение парадигмы мышления, это качественно новая ступенька в развитии Украины, без которой экономический рост невозможен. Есть успешные модели как в Европе, так и Азии, которые могут быть адаптированы для нас.
А если без политических лозунгов, а с конкретными примерами, чтобы обычный гражданин понял для себя преимущества?
Я думаю, что нам не хватит времени для обсуждения всех примеров, но попробуем. Всем известная бюрократическая схема: выстоял очередь в первое окошечко за справкой, которую передал в другое окошечко, решается при помощи смартфона и доступа в личный кабинет гражданина благодаря единой цифровой подписи. Как следствие экономия времени для гражданина, экономия бюджетных средств на содержание «окошечек».
Или же мне очень нравится корейский кейс с организацией работы городского транспорта. Благодаря датчикам установленным по городу, ИТ специалисты отследили наиболее популярные маршруты следования, количество людей на остановках, время ожидания транспорта, время автобуса в пути и т.д. Соединив воедино все данные, разработали уникальную систему движения городского транспорта, при которой пробок нет, очередей нет, толкотни в автобусе тоже. Благодаря оптимизации и закрытию непопулярных маршрутов, городские власти сэкономили миллионы долларов.
Пример из Германии. В одном из небольших городков власти оборудовали мусорные баки датчиками, которые сигнализировали о загруженности. Это позволило мусороуборочной технике выезжать целево и планировать маршрут заранее. Как мы понимаем, экономия денег налогоплательщиков была существенная.
В Украине сейчас активно внедряется система телемедицины. Это когда получить консультацию даже узкопрофильного специалиста и даже из другой страны можно из самого географически отдаленного региона Украины. Правда, для этого должна быть развита телекоммуникационная инфраструктура, чем мы пока похвастаться не можем.
Таких примеров действительно неимоверное количество. Главная ценность цифровой экономики – это взаимная выгода государства и гражданина. Схема, когда один производит, а другой потребляет тут не сработает.
Что нужно чтобы такие проекты стали реальностью в Украине?
Я мог сейчас долго рассказывать о законодательной реформе, административной, о том, что внутри страны нет ответственного за цифровую реформу и т.д. Это те проблемы, о которых я говорил не раз. Но, после поездки в Корею и изучения опыта успешной экономики изнутри, могу сказать, что проблема нашей государственной машины в том, что чиновники ориентированы на процесс, а не на результат. Прежде чем принять решение, несколько лет проводятся круглые столы и совещания, меняются министры, пишутся различные стратегические документы и т.д. Даже если почитать фейсбук страницы государственной верхушки: провел встречу или совещание, достигли договоренностей, а результат где?
Во властные коридоры действительно заходит свежая кровь, люди из бизнеса, к которым я отношу и себя, для которых важен результат. Пусть он будет ошибочен, но отрицательный результат – это тоже хорошо. Лучше сделать ошибку и найти способ её исправить, чем 26 лет независимости рассказывать как совсем скоро Украина заживет счастливо и богато.
Поэтому возвращаясь к вашему вопросу, отвечу: чтобы цифровая экономика стала реальностью для Украины – нужна работа на результат, а не демагогия и игра в политику.