После саммита ОПЕК в Вене, который проходил в первых числах июня, эксперты анализируют перспективы деятельности картеля. Саммит называют провальным, а позицию Ирана по заморозке объемов добычи — непримиримой. Тем временем цены на фьючерсы WTI и Brent в среду 8 июля достигли очередного максимума.
После саммита в Вене картель представил отчет, согласно которому спрос на рынке можно назвать сравнительно здоровым. Но, по мнению экспертов, несмотря на показной оптимизм стран-членов, у самого ОПЕК как регулятора конъюнктуры рынка нет будущего.
С одной стороны, причина тому — действия стран-членов и их неспособность достичь компромисса в ключевых вопросах. С другой, ситуация усугубляется замедлением китайской экономики и состоянием глобальной экономики в целом. Впрочем, вопрос о том, насколько серьезно Китай влияет на ситуацию, неоднозначен.
«Доля Китая в мировом промышленном производстве, потребляющем значительную долю энергоресурсов, составляет около 20%. Поэтому динамика китайской экономики, безусловно, значима, но выделять ее как абсолютный фактор влияния все же не стоит», — комментирует экономист, преподаватель kmbs Алексей Геращенко.
«Энергосберегающие технологии и альтернативная энергетика глобально развиваются быстрее, чем промышленное производство. Эко-стиль жизни, включая экономию энергоресурсов, сейчас в тренде. Поэтому в среднесрочном периоде не так уж важно, рухнет ОПЕК сейчас или чуть позже. Эпоха ископаемых ресурсов подходит к концу, материальные ресурсы будут использоваться более экономно, а рост экономики будут обеспечивать постиндустриальные отрасли», — говорит эксперт.
По мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры международного бизнеса Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Марины Хмары, отсутствие будущего ОПЕК как регулятора состояния рынка своеобразно зависит от действий Ирана и Саудовской Аравии. «У этих двух стран еще до создания ОПЕК были сложные отношения. Думаю, Саудовская Аравия не станет серьезно давить на ОПЕК с целью принять новый коллективный «потолок» добычи, чтобы хоть немного восстановить заметно пошатнувшийся авторитет картеля. Она видит, что это бессмысленно, ведь новый нигерийский ставленник пока ничего не решает», — комментирует эксперт.
«Стоит помнить, что Иран в целом поддерживает Россию. Если он не пойдет на уступки по урегулированию конфликта, Саудовская Аравия начнет усиленно увеличивать объемы добычи нефти, в результате российская экономика будет и далее расшатываться. Сама Саудовская Аравия не хочет, чтобы за счет добычи нефти Иран финансировал шиитские группировки в разных странах Ближнего Востока, а снятие санкций с Ирана этому способствует. В регионе существует вероятность начала варианта 30-летней войны, но я думаю, обе державы и мировое сообщество не допустят этого, ведь в таком случае наступит нефтяной кризис. Но хуже всего в этой ситуации то, что ОПЕК уже не может оказывать сильное влияние на рынок и не имеет авторитета для этих стран-участниц, что последний венский саммит и продемонстрировал», — считает она.
Тем временем в среду 8 июня котировки фьючерсов на нефть эталонных марок продемонстрировали 11-месячный максимум на фоне падения запасов нефти в США и перебоев с добычей в Нигерии. Независимый Американский Институт Топлива (API) сообщил, что запасы нефти сократились на 3,57 млн. баррелей. В среду Министерство энергетики США представило отчет, согласно которому запасы сырой нефти упали на прошлой неделе на 3,23 млн. баррелей, или 0,6%, до 532,47 млн баррелей. Итого, 8 июня июльские фьючерсы на легкую нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) выросли на 1,55%, до $51,14 за баррель. На Лондонской бирже ICE Futures фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в августе увеличились на 1,83%, до $52,38 за баррель.
На перебои поставок не в последнюю очередь влияет деятельность боевиков радикальной группы «Мстители дельты Нигера». Они отказываются от переговоров с властями и нацелены на полный подрыв нефтедобычи страны, о чем заявляют открыто. В результате деятельности боевиков, местная нефтедобыча уже упала до 20-летнего минимума.
Эксперты ожидают, что эти факторы, включая слабеющий доллар, продолжат поддерживать цены на нефть. А в очередном обзоре МВФ о ситуации на нефтяном рынке и состоянии экономик нефтяных государства Кавказа, Центральной Азии и стран Ближнего Востока от 8 июля говорится, что среднегодовая цена на нефть марки Brent в 2016 г. составит $36 за баррель, в 2017 г. — $42 за баррель, в 2021 г. — $51 за баррель.
По мнению аналитиков МВФ, нефтяным странам-экспортерам Персидского залива жизненно необходимо внедрять ряд структурных реформ, чтобы пережить негативное влияние на бюджеты, вызванное падением цен на нефть и разрастанием региональных конфликтов. В любом случае, несмотря на все старания стран региона, их бюджетный дефицит в нынешнем году существенно не улучшится, считают в МВФ, в первую очередь по причине ценовой ситуации на нефтяном рынке.