Старые мастера доказали свою современность

no image

В Киевском Национальном музее русского искусства до 1 июля в рамках Параллельной программы биеннале «Arsenale 2012» открыта выставка «Провокация». В новой экспозиции музея удалось объединить работы современных художников из его коллекции, представив их в необычном смысловом окружении классических живописных произведений

Посетив Русский музей в течение июня, можно легко убедиться, насколько органично постоянная экспозиция произведений классического русского искусства дополнена работами современных украинских художников. Как видится, если бы «внедренные» холсты не были бы специально выделены на фоне старинных работ путем размещения их на особых мольбертах, то «слияние» стало бы еще более впечатляющим. Обращаясь к традиционной форме станковой картины, современные мастера демонстрируют широкий диапазон пластических исканий в рамках фигуративной и беспредметной живописи.

Надо сказать, что сопоставление противоположных пластических манер в одном экспозиционном пространстве является несколько провокационным для рядового зрителя. Однако оно наглядно демонстрирует стремительные перемены в мировоззрении и эстетическом каноне, произошедшие за последнее столетие, и вместе с тем позволяет почувствовать, как в течение веков художники по-разному отстаивали вечные ценности гуманизма. В проекте приняли участие 12 картин, написанных в разные годы несколькими ведущими современными мастерами кисти Украины. По словам куратора выставки Елены Боримской, для нынешней экспозиции отобраны такие картины, которые не только бы представляли творчество именитых художников, но и отображали бы разные периоды времени. Таким образом, в реализации проекта приняли участие работы Александра Дубовика, Галины Неледвы, Владимира Будникова, Анатолия Криволапа, Татьяны Красной, Александра Ольхова, Петра Лебединца, Алексея Аполлонова, Матвея Вайсберга, Николая Сологубова, Александра Захарова и Бориса Егиазаряна.

В экспозиции особенно органично и поэтому очень удачно смотрится загадочная «Дама в черном» (1992) Николая Сологубова, «Святой Франциск» (1990) Галины Неледвы и «Возвращение» (1994) Матвея Вайсберга. Это вполне объяснимо, так как все эти полотна совершено естественным образом трактуют вечные ценности. Но вот что действительно невероятно, так это то, как непринужденно и свежо ощущают себя рядом со знаковыми полотнами Федотова, Васнецова, Лагорио и многими другими видными мастерами прошлого колористические экспрессионистические абстракции современности. Особенно хороши «Украинский мотив. Тишина» Анатолия Криволапа (2008 г.) и «Ветер» Петра Лебединца (1999 г.); весьма интересна и картина Алексея Аполлонова из серии «Инфанта» (2005 г.). В свою очередь, прекрасные и тонкие, пронизанные солнечным светом и умиротворением крымские пейзажи Татьяны Красной («Улица в Гурзуфе», 2004 г.), Александра Ольхова («В ожидании. Балаклава», 2008 г.) и «Ночь в Гурзуфе» Владимира Будникова (2008 г.) следуют лучшим традициям русской пейзажной живописи.

Самой «пожилой» из представленных картин современных украинских художников стала «Побег», написанная Александром Дубовиком в 1983 г., а самой молодой — полотно Александра Криволапа «Украинский мотив. Тишина», датированная 2008 г.


Все статьи