MacDougall’s вновь в числе лидеров

6 декабря 2011, 8:10
no image

Итоги русских торгов аукционного дома MacDougall’s подтвердили его высокие позиции в этой сфере международного арт-рынка. В результате распродажи широкого спектра живописных работ, графики, икон и декоративно-прикладного искусства было выручено более 12 млн. фунтов стерлингов

Как и ожидалось, в числе трех самых дорогих лотов недели главным фаворитом стало полотно Бориса Кустодиева «Купчиха», купленное за 1,8 млн. фунтов стерлингов. «Мы очень довольны полученными результатами. Они доказывают, что рынок русского искусства остается стабильным»,— заявил директор аукционного дома Уильям МакДугалл, комментируя итоги торгов.

Новый мировой рекорд был установлен на произведения знаменитого представителя «восточного авангарда» Александра Волкова. За право обладания его картиной «Слушают бедану» (1920-е гг.), ушедшей с молотка за 909 тыс. фунтов (эстимейт 300-500 тыс. фунтов), отчаянно боролись несколько коллекционеров. Среди других топ-лотов, успешно проданных на MacDougall’s в начале декабря, были интересные работы Ивана Айвазовского «Классические поэты лунной ночью на морском берегу» (782 тыс. фунтов), Михаила Нестерова «Пение соловья» (597 тыс. фунтов) и Алексея Саврасова «Сельский пейзаж» (498 тыс. фунтов).

Особенно примечателен успех холста Александра Волкова, крайне самобытного художника, чья живопись достаточно редко появляется на открытых распродажах. В своих работах одаренный мастер умело сочетает восточный колорит родного ему Узбекистана с такими течениями, как символизм и кубофутуризм. Парадоксом является тот факт, что современная ему советская критика объявила уникального по таланту художника «заблудшим в дебрях формализма». Между тем творческие поиски художника в области новой предметности 1930-1950-х гг., а конкретно, обращение к темам уборки хлопка, механизации, сельского хозяйства в целом, изменения народного самосознания и сегодня отличает свежесть и привлекательность с точки зрения мировых тенденций влечения к новой фигуративности. Кстати, покровительство этому течению оказывали немало совершенно разных политических режимов своего времени. В их числе и СССР сталинского периода, и гитлеровская Германия, а также Соединенные Штаты Америки времен Рузвельта. Собственно, Волков был настолько же художником национальным, как и мировым; истинно патриотичным, но и вселенски открытым, своеобычным и эклектичным. Этот набор качеств делает невозможной однозначную оценку его творчества. Все это и вызывает огромный спрос на его произведения со стороны «продвинутых» коллекционеров.

Самой дорогой работой в разделе графики стал эскиз декорации Леона Бакста «Порт Фамагуста» к спектаклю «La Pisanelle ou la Mort parfumee» (около 1913 г.), который в 20 раз превысил свою первоначальную оценку в 40-60 тыс. фунтов и продался за 850 тыс. фунтов. Собственно, это и не удивительно. Творческое наследие Бакста (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич или Лев Розенберг) было и остается на слуху. А подлинное признание пришло к нему в 1910 г., когда Париж в программе «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым, увидел балет «Шехерезада», поставленный знаменитым Михаилом Фокиным. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Леона Бакста. «Именно Баксту принадлежит честь создания «Шехерезады» как зрелища,— писал тогда Александр Бенуа.— Зрелища изумительного! Я бы сказал, невиданного». Оформление этого спектакля, исключительное по красоте и выразительности, свело с ума Париж, собственно, с этого момента и начинается европейская и международная слава Бакста, о котором, в сущности, известно не так уж много. В советской печати фамилия Бакста упоминалась с оговорками в связи с журналом «Мир искусства», к которому крепко приклеилось определение «декадентский». Среди малоизвестных фактов из биографии Леона Бакста — получение в 1902 г. в Париже заказа от царя Николая II на написание картины «Встреча русских моряков». В этом же ряду его работа в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Одним из учеников Бакста в 1908-1910 гг. был Марк Шагал.

У ценителей искусства вызвали интерес и две работы современных украинских художников. В частности, полотно Юрия Вакуленко «Высокоструктурированный полет бабочки» продано за 5,4 тыс. фунтов, а картину Галины Москвитиной «Луч созидания» купили за 6,5 тыс. фунтов.

Кроме всего прочего, нельзя не отметить, что компания MacDougall’s по-прежнему остается единственным аукционным домом, который проводит регулярные специализированные торги русскими иконами. На этот раз по итогам их распродажи вместе с произведениями декоративно-прикладного искусства выручено более 834 тыс. фунтов.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи