Певец морского дна

28 сентября 2006, 0:00
no image


Cпустя почти 50 лет после смерти Николая Прахова состоялась первая персональная выставка художника, которая прошла в киевском частном музее «Духовні скарби України». При жизни он тоже выставлялся крайне редко и исключительно в совместных экспозициях.



Николай Прахов был также скульптором и резчиком по дереву (этих работ, к сожалению, не сохранилось), а после большевисткого переворота он был востребован как график, рисующий плакаты и расписывающий агитационные поезда, а затем стал чиновником от искусства — председателем Союза художников Украины. Но дворянское воспитание взяло таки свое, и Николай Прахов отошел от соцреализма, вернувшись к своей любимой глубоководной тематике.


Все его картины, выставленные сейчас в Киеве, принадлежат коллекционеру и меценату Игорю Понамарчуку. Это редкий для Украины случай, когда частный собиратель произведений искусства не боится афишировать свои приобретения. На выставке представлено более 50 картин Николая Прахова, которые были написаны им на протяжении жизни.


Большую часть в экспозиции занимает «Серия «Морское дно», которую он писал еще до революции в Неаполе и Берлине. Морская фауна вообще занимает в его творчестве особое место. Как будто продолжением этой серии выглядят его отдельные акварели с часто повторяющимися названиями вроде «Креветки» или «Омар и краб», написанные им в те же годы.


В советские времена — почти такие же названия и изображения. Разница только в том, что писались они уже в Киеве, и цветовая гамма исполнения претерпела некоторые изменения. Если в начале века большинство картин из морской серии выполнены в очень ярких тонах, то картины 20-х и 30-х гг. выглядят более тускло.


Стоит ли искать в этом какую-то подоплеку? Возможно, время наложило свой отпечаток. Но ведь и сами персонажи картин изменились. Если раньше это были просто рыбы (одна из картин так и называется — «Рыба»), то потом на полотнах появляются в основном хищные обитатели моря: спруты, скаты и мурены.


«В картинах Прахова преобладает модернизм, который считался в эпоху соцреализма упадочным явлением,— говорит директор музея «Духовні скарби України» Ирина Горбачева. — В СССР такое творчество было неактуальным. Хорошо, что для внуков и правнуков Прахова его работы оказались ценными, и они их сохранили». По словам Ирины Горбачевой, внуки хранили творческое наследие дела в гараже. «О соблюдении условий хранения речь не шла — важно, чтобы работы сохранились как таковые. Кроме того, картины, как люди, ко всему привыкают»,— говорит госпожа Горбачева.


Интриги выставке добавляет то, что стиль, в котором работал Николай Прахов, очень схож с манерой Врубеля. На это, возможно, повлиял тот факт, что, будучи еще ребенком, будущий художник наблюдал за работой Михаила Врубеля, который неоднократно останавливался в доме Праховых.


Выставка продлится до 7 октября.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи