Источником вдохновения Анны Гидоры стал накопленный опыт с чередой личных потерь
В киевской галерее «Боттега» до 16 апреля открыта персональная выставка художницы Анны Гидоры «Место присутствия». Новый цикл живописных работ приоткрывает завесу над ее сложным внутренним миром и знакомит с оригинальной концепцией творческого мировосприятия.
Нетривиальная художественная философия, которой пропитана вся аура полотен художницы, отражена уже в самом способе построения оригинальной экспозиции. Для Анны Гидоры, уподобившейся путнику, оказавшемуся на самой вершине горного массива, в качестве божественного дара открывается величественная, непрерывная, как вечность, линия горизонта. Медитативное ощущение передано в синтетических композициях, напоминающих то ли выжженные солнцем бесконечные кварталы пустынных южных городков с извилистыми улочками, а порой живописующих таинственные багрово-синие экспрессионистские горно-морские пейзажи. Этим видением она предлагает проникнуться всем нам.
Изображения загадочных и безлюдных мест присутствия, запечатленных фантазией художницы, как бы составлены из звеньев — фрагментов земного существования, и создают константу единой цепи бытия. Ее драгоценная ткань соткана из всего того неизбежного, непременно сопровождающего каждого из нас на извилистом жизненном пути. Радостные восторги и упоение любовных свиданий неожиданно подменяются горечью предательства, охлаждением и непониманием. Приобретения и потери меняются местами, словно принуждая к тоскливой покорности судьбе. Но именно в этот момент невольно вспоминаются слова пророка Екклезиаста: «Время разрушать и время созидать, время разбрасывать камни и время собирать камни»…
Боль потерь, просыпавшись песком между пальцев, непременно ослабевает, рождая острое желание, вопреки всему, снова ринуться в жизненный бой. Вот и в торжественном одиночестве безмолвного мира полотен Анны Гидоры проявляется гордость и оптимизм непокорного сильного человека, способного выстоять, вынести любые удары судьбы.
Редкие мастера кисти способны прибегнуть к высокой лексике ради дополнительной, возможно, еще более конкретной и точной передачи своей авторской художественной образности. «Растворяешься среди рассыпавшихся камней. Взмах крыла, вскрик, вздох, мелькнувшая тень. В пелене горячего воздуха видишь то, чего нет. Вдруг шелест ветра напомнит, куда держать путь. Все дороги в следах. Всегда ли хочется верить, что вернешься? Голос, потерявшийся среди трав. А хотелось бы знать, где я»,— так поэтически рассказывает Анна Гидора о самом сокровенном.
По словам художницы, источником вдохновения художественного цикла «Места присутствия» стал накопленный ею «личный опыт с чередой личных потерь, смешанный с запахом ветра, пыли и теплотой камня, лежащего в кладке не одну тысячу лет». Для объяснения этого вдохновляющего фатализма Анна находит удивительно ясные метафоры: «Прислоняешься к склону выжженного солнцем холма, ощущая тоску и боль от осознания иллюзорности всего того, что безвозвратно теряем, обреченные на то, чтобы исчезнуть».
«Человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит» — эти слова философа удивительно точно отражают ощущения и размышления, которые перекочевывают с одного цикла моих работ в другие,— рассказывает Анна Гидора.— «Место присутствия» — это как место некого очень личного и вместе с тем общего всем нам пространства, где непонятным образом, словно припоминаешь фрагменты чего-то, к чему, по временным критериям, ты не должен относиться»…
Сотворение нового художественного цикла чудесным образом происходило в те дни, когда Анна Гидора носила в себе новую жизнь. Редакция «i» поздравляет художницу с рождением дочери.