Закатный период русской иконописи

no image

Выставкой «Русская икона XVII — начала XX вв.» Киевский музей русского искусства продолжил свою программу из цикла «Музей и коллекционеры»

Выставкой «Русская икона XVII — начала XX вв.» Киевский музей русского искусства продолжил свою программу из цикла «Музей и коллекционеры»

В обширной экспозиции, которая развернута в трех залах до 10 марта, для широкого обозрения впервые представлены более сотни икон из частных киевских коллекций.

Совсем недавно в рамках этой программы состоялась выставка икон из коллекции мэра Киева Леонида Черновецкого. Совершенно не умаляя достоинств его собрания, следует особо отметить, что нынешняя экспозиция произведений сакрального искусства представляет собой абсолютно иной подход к коллекционированию иконописи. Иконы, составляющие предмет гордости городского головы, затейливо украшенные и, как в латы, закованные в роскошные массивные серебряные оклады, оставляли мало места для собственно созерцания божественных ликов, наслаждения мастерством иконописцев и тщательного изучения сюжетов Святого письма. Теперь же масштабная экспозиция, составленная из воистину уникальных и чрезвычайно живописных образов, без обиняков представляет лучшие образцы русской школы иконописи. Здесь представлены работы знаменитых мастерских Мстеры, Палеха, Москвы, Поморья и, небольшой частью, для сравнения, Киева.

Основной акцент нынешней выставки сделан на том, чтобы показать именно художественно-изобразительные достоинства произведений православной живописи, оттенить их своеобразную светскость. В числе экспонатов есть и особо редкие — подписные, авторские. При этом ряд икон трудно однозначно охарактеризовать как сугубо культовые предметы, настолько силен в них не только ясно выраженный религиозный смысл, но и на удивление ясный жизненный контекст, реалистичные, живые и живописные трактовки известных библейских историй. Привлекают чрезвычайное разнообразие сюжетов, сугубо познавательная ценность икон.

Организатором выставки стал известный аукционный дом «Золотое сечение». Аукционеры уверены, что это мероприятие принесет не только исключительное наслаждение ценителям русского православного искусства, но и будет настоящим откровением для них, послужит пищей для ума искусствоведам и научным исследователям. Дело в том, что представленные иконы в своем большинстве лишены аскетизма, характерного для традиционного понимания канонов иконописи. Что удивительно, по сути эти тщательно выписанные настоящие маленькие картины своей лаконичной выразительностью, живостью и порой даже чувственной экспрессивностью явно перекликаются с «Мадонной Литта» великого Леонардо да Винчи или «Сикстинской мадонной» Рафаэля… Как ни кощунственно это звучит, но хорошо приглядевшись, можно отыскать в них кое-что и из Босха.

По хронологии экспонируемые иконы, представляющие собой не просто высокие, но и наиболее качественные образцы древнерусской живописи, охватывают так называемый закатный период — вплоть до начала XX в. «Произведения иконописи, с которыми мы ныне знакомим посетителей выставки, все эти собрания, составлявшиеся в течение нескольких десятилетий, помимо тематики, роднит одно свойство — это зрелые коллекции с устоявшимся, отборным составом»,— отметил глава «Золотого сечения» Алексей Василенко.

Следует отметить, что в России выставки такого рода проводятся регулярно, неизменно вызывая всеобщий ажиотаж.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи