Независимость литовского джаза

no image

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт корифеев литовского джаза — квартета Jazz Four во главе с лидером Леонидасом Шинкаренко

В Национальной филармонии Украины в день празднования первой декларации независимости Литвы, принятой 16 февраля 1918 г., состоялся торжественный прием и концерт корифеев литовского джаза — квартета Jazz Four во главе с лидером Леонидасом Шинкаренко

Как ни странно, но в Киеве, как и в целом в нашей стране, литовские музыканты — гости достаточно редкие, хотя считаются одними из самых ярких джазменов на европейской сцене. Поэтому и концерт, организованный посольством Литвы в Украине, стал поистине уникальным событием в культурной жизни столицы. В то же время, в Литве и во многих европейских странах квартет Jazz Four в составе Леонидаса Шинкаренко (бас-гитарист и автор всех композиций группы), Дайнюса Пулаускаса (клавишные), Валериюса Рамошка (труба, флюгергорн) и Линаса Буда (ударные) хорошо известен и почитаем. В основном это вызвано тем фактом, что музыкантам зачастую выгоднее и проще выступать в Западной Европе и даже Азии, нежели брать на себя изрядную долю риска и добираться со своими импровизациями в плохо поддающуюся прогнозам Украину. Хотя надо признать, что даже в России литовские джазмены выступают чаще, чем у нас.

В качестве лидера квартета Jazz Four Шинкаренко дебютировал в 1997 г., когда вышел их первый диск Sagittarius, а затем и самый популярный на сегодня Le Bolero. После этих альбомов, по оценке сайта www.nidajazz.lt, Леонид Шинкаренко заслужил известность и признание как автор очаровательных и мелодичных баллад. Литовские джазмены-универсалы способны легко изменять формат составов, выступая, например, как трио (Леонид Шинкаренко, Витаутас Лабутис, Арвидас Иоффе), дуэт (Дайнюс Пулаускас, Валериус Рамошка) или, наконец, квартет Jazz Four.

Вот и в этот вечер в составе квартета выступили гранды литовской джазовой сцены. Романтик джаза Леонидас Шинкаренко доказал свое мастерство в исполнении медленных блюзовых баллад и жестких, чуть ли не хард-роковых композиций. Необычное обволакивающее звучание совершенно удивительной шестиструнной бас-гитары Шинкаренко, созданной по спецзаказу в США, нужно не просто слышать, но еще и видеть. В отличие от серийных «Ямах» и «Стратокастеров», она несколько большего размера, а вот гриф, наоборот, длиннее и уже. Есть и другие особенности. «На таком инструменте можно играть как соло, так и ритм, но особенно эта гитара хороша в качестве баса»,— говорит Шинкаренко.

Jazz Four — это превосходный фьюжн с балтийским акцентом, интеллигентный и в то же время очень эмоциональный. В этот вечер литовский квартет познакомил публику с европейским джазом, основы которого заложила композиторская школа современной авангардной музыки. Его называют камерным, новым или клубным джазом, в отличие от американского он исполняется у нас довольно редко. Порой в музыке квартета явно ощущались национальные мотивы, хоть эти композиции и не создавались с целью популяризации литовского фольклора. В то же время, в этом нет ничего удивительного, ведь, по словам Леонида Шинкаренко, «литовские музыканты всегда стремятся играть себя».

В основу программы вошли композиции с диска Remembrance In Jazz, посвященного памяти литовского теннисиста и музыканта Витаса Герулайтиса, трагически погибшего в 40-летнем возрасте. Программа далеко не новая, солидно обкатанная, однако в Украине эти вещи еще не исполнялись. В целом это довольно ностальгические, порой даже грустные композиции на мотив «Думи мої, думи, лихо мені з вами». Возможно, и не следовало сыпать соль на раны в разгар пресловутого кризиса, но организаторам и музыкантам, конечно, виднее. К финалу Jazz Four все же исполнили «Болеро» (самую популярную, по словам Шинкаренко, их композицию) и тонкую лиричную вещь P.S. (Post Scriptum).


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи