Что представляет из себя Украина в глазах других людей? Вся полемика построения имиджа Украины сводится к оглашению величины отката.
Страну политических заключенных и поставщика политических беженцев? Страну, где нельзя жить и заниматься бизнесом только потому, что у президента аллергия на ананасы? Инкубатор изголодавшихся по нормальной жизни красивых невест? Фабрику чернорабочих и проституток для всей Европы?
Вся полемика построения имиджа Украины сводится к оглашению величины отката. Но и избранных, и обиженных уже отодвинули в сторону те, кто готов заняться имиджем страны за свои средства, но исключительно в собственных интересах.
Забавно, но имидж страны — весьма показательная сфера деятельности. Возможно, это пока одна из немногих сфер, где влияние государства сведено к минимуму, а бал правят неправительственные организации и движения.
Они готовы оживить примитивные образы государственной рекламы или пропаганды. Только теперь это не страждущие подрядчики, а инициативы и группы, желающие привлечь внимание к себе и к своей деятельности. Поэтому их усилия имеют узкую направленность и частенько затмевают шаровары и подсолнухи официальных делегаций. Один из последних фотоконкурсов — яркий тому пример.
Кто бы мог подумать, что эта женщина на фотоснимке может зарабатывать деньги проституцией? И ей даже хватает этих денег на наркотики. Это, безусловно, проблема, ужасно и шокирующе. Но пара таких эффектных снимков, которые облетают весь мир за считанные часы, намного значимее всех толстых докладных и аналитических записок МИДа. Они реально работают. И это больше, чем разворот в американской газете за бюджетные деньги.
Или другой пример — гастролирующие по всему миру полуобнаженные девушки. Отличный и современный проект. Каждое его событие сориентировано на генерацию контента. Контента, который может распространяться быстрее всякой болезни. Но были ли случаи, когда хэппэнинг с элементами раздевания, помог привлечь внимание к проблеме? Вряд ли. Даже новозеландский жених так и покинул Украину после визита к будущей невесте без обещанных унизительных увечий.
Но все эти случаи — только яркий пример того, как государство добровольно сдает позиции активизму. Причем это происходит не только на международной арене, но и внутри страны. А именно так можно воспринимать заявление о том, что вытатуированные стихи Тараса Шевченко на ребрах одной из активисток являются большим вкладом в продвижение украинской культуры, чем вся деятельность Минкульта. Правда ли это? Вряд ли. Но ребра девушки — определенно лучший носитель для продвижения, чем каравай.
Возможно, пока это лишь эпатажные па отдельного экстравагантного движения, но явная тенденция налицо. Не зря же мы десятилетиями наблюдаем гуманитарные вылазки соседних стран в наше информпространство, смотрим чужие фильмы и вкручиваем евророзетки?
Возможно, ключ к преодолению междоусобного гиперматериализма лежит именно в гуманитарной и символической плоскости, а не в революции в классическом и технологическом ее понимании? Это лишь значит, что аналогичные прецеденты потенциально возможны практически в любой сфере внутренней политики. Это подтверждение того, что граждане могут не просто молча созерцать борьбу субъектов, наслаждаясь безвольной апатией. Они могут стать субъектами влияния сами. Уже сейчас.
Даниил Нестеров, обозреватель отдела «Рынки»