1 июня, вступил в силу новый Таможенный кодекс, принятие которого в значительной степени явилось следствием стремления законодателя адаптировать законодательство к международным стандартам, к требованиям Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ, на его основе впоследствии была создана Всемирная торговая организация, ВТО), Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Стамбульской конвенции о временном ввозе и некоторых других актов международного права.
Само по себе это, разумеется, похвально.
Опуская ряд несущественных недочетов и нестыковок, можно сказать о том, что в целом новый Таможенный кодекс производит очень хорошее впечатление, и стратегическое направление совершенствования таможенного законодательства законодателем выбрано правильно.
Обращает на себя внимание и не может не радовать общее «усовременивание» и упрощение установленных таможенных процедур, в частности, это касается электронного декларирования, возможности таможенного оформления товаров в любом таможенном органе без «привязки» к месту регистрации предприятия, проведения таможенного оформления в течение четырех часов с момента подачи таможенной декларации, а также расширение прав обжалования действий таможенных органов, освобождение декларанта от ответственности за неумышленные ошибки, персонификация ответственности должностных лиц таможенного органа за неправомерные проволочки с таможенным оформлением.
Как известно, любой, даже очень хороший законодательный акт, как правило, проходит стадию «болезней роста». Поскольку регулируемые кодексом правоотношения носят очень сложный и многоаспектный характер, некоторые изъяны и недостатки проявят себя только со временем, на стадии его практического применения.
После этого недостатки — а они уже начали всплывать — неизбежно будут скорректированы соответствующими поправками, разъяснениями, судебной практикой. Вот тогда и начнется самое интересное.
К слову, как юрист могу сказать, что одним из основных критериев оценки качества кодекса станет количество судебных споров между участниками регулируемых им правоотношений.
Другое дело, что сама по себе традиция непрерывного изменения законодательства, особенно в таких чувствительных сферах, как налогообложение и таможенное регулирование, производит крайне негативное впечатление на иностранных партнеров и серьезно уменьшает инвестиционную привлекательность Украины.
Не следует забывать и о том, что таможня находится на пересечении товарных потоков государства и традиционно — и это не только в Украине, ничего личного — привязана к пресловутому человеческому фактору, должностным злоупотреблениям, проявлениям коррупции. Таким образом, наведение порядка на таможне — это не только вопрос принятия «правильного» закона. Хотя таковой, конечно же, тоже очень важен.
Алексей Христофоров, адвокат, руководитель харьковского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры»