В этом я в очередной раз убедился на примере одной из прибалтийских авиационных компаний.
Она провинилась передо мной, но так компенсировала потери, что я чешу затылок с вопросом: а что это было? Не помогла даже инстанция Европейского союза, занимающаяся защитой прав потребителей.
На самолете этой компании я отравился в Белград на конференцию Международной федерации журналистов. Предстояло провести важные переговоры с руководством организации. Прямого рейса не было, поэтому пришлось купить билет Киев — Рига — Белград. В Ригу мы прибыли тогда, когда самолет Рига — Белград выруливал на взлетную полосу. Просидев часов восемь в аэропорту, я сел на киевский рейс и вернулся домой.
Постановление ЕС №261/2004 предусматривает, что, в случае отказа в посадке, пассажир имеет право на возврат полной стоимости билета по той цене, по которой он его приобрел. Помимо этого указанный пассажир имеет право на получение компенсации в размере EUR250 за все перелеты на расстояние 1500 км и меньше, а также на бесплатное питание/закуски в разумном соотношении ко времени ожидания; проживание в гостинице в случае, когда необходимо задержаться на одну или несколько ночей; транспорт между аэропортом и местом проживания, два телефонных звонка, телекс или факс, или электронную почту. Пассажиру предоставляется посадочное место в самолете на ближайшее время для возврата в первоначальный пункт отправления. За исключением отправки в Киев, ничего этого не было выполнено.
В ответ на подготовленное письмо я получил послание от юриста авиакомпании, в котором та предложила выплатить мне сумму меньше, чем я потратил. Объяснила, что остальное — это деньги, которые я заплатил, — прибыль оператору продажи авиабилетов. Это при том, что вышеупомянутые правила предусматривают выплату всей суммы. Выглядело так, как будто я купил билеты не у фирмы, имеющей бизнес-отношения с авиакомпанией, а у каких-то спекулянтов на улице. Ни о каких предусмотренных правилами EUR250 компенсации речь даже не шла.
Я обратился с заявлением в Центр защиты прав потребителей в Риге. Директор этого центра любезно пересказал мне всю мою историю, сообщил, что я и так знал: мне выплатят компенсацию, которую предложила авиакомпания. Автор письма объяснил мне от имени своего учреждения, что, покупая билет, я «должен иметь в виду, что рейс может задержаться, и подумать над тем, смогу ли я успеть на следующий рейс. И лишь потом решить, какой рейс мне избрать». О том, что авиакомпания, продавая трансферные билеты, должна заботиться о том, чтобы пассажиры успевали на следующий рейс, не было даже упомянуто.
Ошибиться может каждый. Вопрос об отношении к своим ошибкам. Авиакомпания, которой я пользовался, не очень поспешила исправить свою ошибку и выполнить правила, которые размещены на ее собственном сайте. К сожалению, Центр защиты прав потребителей сработал как учреждение, защищающее права представителей услуг. Может, ему название сменить?
Похоже, что авиакомпания сугубо по-советски думает не о репутации, а о том, как наплевать на права потребителей ее услуг. Хоть бы правила ЕС со своего сайта сняли, что ли.
Юрий Луканов, специально для «i»