Яна Беседа, специально для «і»
Взаимоотношения человека и телевизора заинтересовали ученых и исследователей еще во второй половине ХХ века. Культуролог и антрополог Коттак в 1990 г., после изучения нескольких бразильских общин, ввел типологизацию взаимодействия социума и телевидения. По его мнению, на первой стадии телевизор выглядит новым и незнакомым и притягивает взоры людей независимо от содержания передачи. На второй стадии, которая наступает через 10-15 лет после первой, люди уже могут различать и интерпретировать телевизионные сообщения, принимать или отвергать их. Телевидение становится источником получения престижной информации. На третьей стадии, когда телевизор есть у каждого представителя группы, время просмотра телепередач резко возрастает.
Следующий этап характеризуется тем, что люди привыкают к постоянному воздействию на свою жизнь телевизора и воспринимают это как само собой разумеющееся. А вот когда в общество приходит кабельное телевидение и видеотехника, заметно возрастает фактор индивидуального контроля в отношении телевидения, связанный с большими возможностями выбора как времени просмотра, так и определенных программ. Чем более развито общество, тем меньше оно смотрит эфирное телевидение. Но там, где жизнь человека упорядочена и место для новых впечатлений занято решением ежедневных и надоевших вопросов, телевизор становится настоящим окном в альтернативную реальность.
Существует несколько причин, почему телевизор стал для людей настолько важным предметом обстановки. В первую очередь, нужно понимать, что телевидение дает упрощенную картину реальности. На экране моделируются ситуации, вероятность которых в реальной жизни невероятно мала. Но они показаны очень схематично, и зритель начинает искренне верить в то, что «спасти мир на пороге апокалипсиса» не только возможно, но и легко. Телевидение заставляет людей поверить в существование невероятных эмоций, которые можно пережить, не вставая с дивана, и создает впечатление соучастия с происходящим на экране. Примеры людей, которые «случайно» попали в телевизор, очень вдохновляют зрителя. Людям нужны примеры для подражания и телевизор с радостью их предоставляет.
Фактически, телевизор стал первым способом построения виртуального мира. Мы воспринимаем информацию, которую нам предлагают, и даже не задумываемся о том, насколько то, что мы видим, существует на самом деле. Это хорошо продемонстрировано в книге Виктора Пелевина «Поколение П», когда речь идет об армии рисованных чиновников. Мы знаем только о тех событиях, о которых нам сообщили. Все остальные как бы не существуют. Определить реальность какого-либо события становится все сложнее. А люди все более зависимы от непрерывного потока информации с цветных экранов, теряя способность критически воспринимать происходящее.
В какой-то момент мы уже не можем определить, какие из наших желаний реальны, а какие навязаны, что мы действительно испытываем и чего хотим достичь. Но чем выше степень развития как отдельной личности, так и общества в целом, тем меньше времени тратится на выдуманный мир.