Будущее гривни под вопросом

no image

Вчера Нацбанк обнародовал монетарный обзор за второй квартал. В целом тенденции в украинской экономике достаточно позитивные. Однако несмотря на уверенный рост монетарной базы и денежной массы эксперты не ожидают до конца года сокращения дефицита гривни и сохранения курсовой стабильности.


Второй квартал выдался для Нацбанка и экономики куда более удачным с точки зрения денежно-кредитных показателей, нежели первый. В июне, впервые с начала года, экспорт по темпам роста опередил импорт (на 3,6%). До перелома, конечно, еще далеко  — в целом за І-е полугодие превышение темпов роста импорта над экспортом остается существенным (разрыв 17,5%). На стороне экспортеров сейчас благоприятная конъюнктура на мировых рынках и ослабление с начала года реального эффективного обменного курса гривни против доллара на 4,3%, а к евро и российскому рублю — на 6% и 6,3% соответственно. Поэтому при отсутствии шоков на мировых товарных и сырьевых рынках можно предсказать, что экспорт украинских товаров за рубеж будет и дальше увеличиваться.


Наращивать объемы внешней торговли отечественные предприятия заставит замедление внутренней инфляции цен производителей (5,5% в первом квартале, и только 1,1% — во втором) и рост цен на энергоносители. Напомним, отвечая на вопросы департамента экономического анализа и прогнозирования НБУ, большинство предприятий отметили, что не могут повышать цены внутри страны из-за растущей конкуренции. По данным Нацбанка, прибыль предприятий за январь-май с.г. уже сократилась на 6,7%, а убытки, благодаря подорожанию энергоносителей, — выросли на 60%.


Теоретически, самый выгодный импортер для наших компаний сейчас — Россия. Курсовая рентабельность украинских экспортеров при торговле с северным соседом сейчас находится на уровне 3,3%. «Конечно, тут надо учитывать ограничения, которые наложены на украинский экспорт в Россию, будь то квоты на трубы или на продукцию мясо-молочных предприятий. Эти неэкономические ограничения сводят на нет улучшение условий торговли»,— отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.


По идее, исправить ситуацию в отношениях с Россией может назначение премьер-министром Виктора Януковича. Однако потенциальный глава правительства, сам того не желая, может стать и причиной снижения объемов экспорта украинских товаров за рубеж. Из его лагеря уже слышны призывы к смене главы Нацбанка и изменению курсовой политики (читай — девальвации гривни.— Авт.). А, как известно, в условиях ослабления национальной валюты промышленники не затрудняют себя затратами на модернизацию технологий и наращиванием зарубежных поставок. Свою прибыль они извлекают из курсовой маржи.


Примечательно, что мнения участников рынка относительно будущего гривни разнятся. Если начальник отдела финансовых инструментов Укрсоцбанка Эрик Найман считает, что до конца года официальный курс в угоду экспортерам может укрепиться до 5,15 грн./$, то заместитель председателя правления банка «Уникредит (Украина)» Феделе ДиМаджио уверен, что риск роста инфляции удержит правительство от курсовых игр. Благо, существенным сжатием монетарных агрегатов при поддержке внешних факторов (сокращение экспорта пищевых продуктов в Россию и рост конкуренции на внутреннем рынке.— Авт.) Нацбанку удалось снизить 12-месячный показатель текущей инфляции до 6,8% к концу июня (из расчета июнь 2006 г. к июню 2005 г.).


На ускорение инфляционных процессов во втором квартале не повлиял даже рост монетарной базы, которая за апрель-июнь увеличилась на 6,2% (прирост денежной массы —  9,7%). Все дело в том, что реальной подпиткой для рынка эти деньги так и не стали. Ведь валютные резервы Нацбанка уменьшились — регулятор продал валюту правительству, которое направило ресурсы за рубеж — на погашение долгов по еврооблигациям. А также погасил часть кредита перед МВФ. Так что на самом деле количество денег на рынке практически не увеличилось, о чем свидетельствует и рост средств на корсчетах банков. За июнь они «прибавили в весе» всего 1,1% и практически не изменились в течение июля. «Монетарная база увеличилась, но где эти деньги? На рынке их нет»,— говорит Эрик Найман. Действительно, рынок перенаправил ресурсы в кредиты юридическим и физическим лицам, не подпитав собственную ликвидность. То есть «лишние» деньги как пришли, так и ушли. Причем средневзвешенная ставка по кредитам в июне увеличилась — с 15,3% до 15,5% в гривне и с 11,1% до 11,3% в валюте. «Нехватка ресурсов будет провоцировать финансовые учреждения и впредь повышать кредитные ставки. Причем спрогнозировать, насколько долгоиграющей будет эта тенденция, сложно, так как неясно, какие изменения ждут бюджет после формирования правительства»,— говорит банкир.


В свою очередь Александр Жолудь считает, что после назначения правительства деньги в банковскую систему пойдут с новой силой.


«Хотя в первом полугодии депозиты выросли на 12%, а кредиты на все 25,4%, ситуация вскоре может выровняться. По моему мнению, есть достаточно средств, которые ждут конца политического противостояния перед возвратом в банковскую систему. Похожая ситуация была после президентских выборов в I квартале 2005 г.»,— говорит эксперт. Вопрос только в том, в какой валюте ресурсы потекут в банки после политической стабилизации. Если курс гривни хоть незначительно изменится, банковскую систему вновь ожидает рост долларизации вкладов, а нас с вами — скачки курса на наличном рынке.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи