Самый опасный и неочевидный враг всех реформ в Украине — это апатия, поселившаяся в сердцах реформаторов. Она коварна тем, что человек остаётся весьма активным и деятельным, хотя в глубине души уже не верит в успешные преобразования в украинском обществе. Такой человек не делает никаких реформ — только суетится. Многие реформаторы сегодня бьются головой о стену, упорно навязывая Украине ценности западных демократий, которые у нас очевидным образом не срабатывают. Это влечёт за собой разочарование, растерянность и утрату веры в реформы. А ведь наше общество регулируется ценностями другого рода — и это уже нужно прекращать игнорировать.
Апатия сегодня повально выкашивает ряды реформаторов — это сильно ощущается для любого стороннего наблюдателя за реформами в стране. Внешне всё выглядит вполне благопристойно — люди, отвечающие за разные направления реформ, активно пишут законопроекты, продвигают их через парламент, постоянно рассказывают о сути предлагаемых ими реформ, а также делают самые разные другие реформаторские шаги во вверенной им сфере.
Но неприятный сюрприз подстерегает нас всех в самой глубине внутреннего мира большинства реформаторов. Там царит настоящая катастрофа — большинство из этих людей психологически выхолощены. Они разуверились в возможности реформ в Украине и, более того, разочаровались в каких бы то ни было реформаторских шагах в рамках нашего общества.
Крайне обидно, что в такие апатичные состояния впадают в первую очередь те реформаторы, которые искренне хотят что-то сделать для страны и оздоровить ситуацию в обществе. Вдвойне обидно, что именно такие искренние реформаторы сегодня не осознают этих своих плохих внутренних состояний и тем самым вообще не обращают на них внимания как на ключевую угрозу для любых реформ в Украине.
Что такое апатия
Апатия — это очень простое эмоционально-психическое состояние. Человек в апатии ощущает внутри себя массу желаний, но считает их совершенно бесполезными — всё равно они не сбудутся. Да, хочется гармоничных и светлых отношений во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, но нет никакого смысла желать этого — всё равно этого никогда не случится.
Как следствие, человек становится на путь подавления своих естественных внутренних желаний — а какой в них смысл, если все эти желания априори нереализуемы? Естественно, что желания практически невозможно реализовать, если усилия человека всё больше и больше направляются на подавление этих желаний и минимизацию их проявлений.
Если всё это перенести на актуальные процессы реформ в стране, то выходит такая картина. Уже полтора года длятся реформы, но к каким-либо заметным или стабильным результатам в Украине они не привели. Практически все реформаторские направления представляют из себя гремучую смесь из личных интересов, выгод, амбиций; из полного нежелания договариваться друг с другом, слышать и понимать друг друга; из тотального отсутствия доверия между реформаторами, реформируемой сферой и обществом; из абсолютного желания высказывать, слышать и педалировать только свою личную точку зрения; из отсутствия значимого отклика большинства украинцев на эти реформы — наше общество уже не только не вдохновляется ими, но и даже просто перестало на них реагировать.
Вы думаете, реформаторы не понимают неэффективности большинства реформ? Ещё как понимают — они же сами в первую очередь всё это наблюдают. И из-за этого пропускают очень болезненный и труднопереносимый удар — в виде своих же внутренних разочарований, обид и злости. Ведь они искренне верят в идею преобразования нашего общества на базе ценностей западных демократий (права человека, верховенство права, торжество закона, конкуренция и т. д.).
Вера эта базируется на том фундаменте, что именно эти ценности позволяют выстроить цивилизованное, добропорядочное и гармоничное общество – западные страны тому наилучшее доказательство. Во всяком случае, эти ценности позволяют построить гораздо более цивилизованное, добропорядочное и гармоничное общество, чем существующее ныне в Украине. Вот тут и начинаются разочарования, обиды и злость реформаторов: все эти идеи разбиваются в прах в реалиях Украины.
Если говорить метафорически, то в Украину привозят высококлассных западных врачей-специалистов, многолетний западный опыт лечения самых разных заболеваний, передовые технологии для проведения высококачественных операций. Но вот незадача — какие ультрасовременные операции над нашим обществом не проводи, ничего не помогает.
Это и есть причина, по которой реформаторы, имеющие искренние и светлые намерения, впадают в апатию. Они начинают обвинять общество, что оно какое-то не такое. Что сколько для него не делай, всё равно ни благодарности, ни результата не дождёшься — одна только критика да оскорбления. Что люди у нас странные — законы для них не писаны, причём как верхам, так и низам.
Всё это умножается на тяжёлые и энергозатратные шаги, которые каждый раз необходимо делать реформаторам при реализации их видения реформ в Украине. Это связано с ежедневной непростой борьбой с парламентом, с правительством, с другими органами власти и ведомствами, со смежными и конкурентными сферами и т. д. Это не может не выхолащивать как физические, так и эмоционально-психические и душевные силы человека. Особенно когда затраты усилий колоссальны, а отдачи практически никакой нет.
Простой выбор реформаторов — отбросить то, что не работает
В такой ситуации у реформаторов всегда есть выбор. С одной стороны, можно продолжать упорствовать и биться головой об стену. И пытаться заставить наших граждан сделать верховенство права и закон высшей для себя ценностью в жизни (хотя это просто невозможно); пытаться заставить наших бизнесменов строго блюсти конкуренцию во всех сферах, а не традиционно уходить от неё через схемы и коррупцию; пытаться добиться оздоровительных преобразований для общества исключительно на базе новых и высокопрогрессивных законов, хотя в Украине для этого нет совершенно никаких предпосылок — закон запросто не соблюдается или игнорируется, если на то есть потребность.
С другой стороны, реформаторы могут признать, что суперспециалисты, супертехнологии и супероперации в условиях нашего общества элементарно не работают. Просто потому, что специалисты, технологии и операции применяются без сколь-либо определённого диагноза. Реформаторы не знают, чем болеет наше общество. Не знают этого и на Западе.
Полтора года — это уже достаточный срок, чтобы признать очевидное. И это вовсе не означает, что ценности западных обществ и их правила игры — плохие. Вовсе нет — как раз для Запада они хорошие. Но эти ценности и правила игры не работают в нашем обществе — вот и всё, что нужно честно и искренне признать самим реформаторам. И не голословно признать, а на базе их собственного тяжёлого многомесячного опыта.
И любой реформатор, который при описанных выше обстоятельствах всё равно все свои силы бросает на внедрение у нас западных ценностей, уже сам виноват во всех своих горестях. В том числе — в своих апатичных состояниях. Эти состояния позволяют действовать только на автомате и осуществлять лишь активные шаблонные действия. Но они совершенно не позволяют посмотреть на ситуацию свежим взглядом и под другим углом зрения.
Именно это самое тяжёлое — признать, что виноват ты сам, а не неправильное общество, враждебные ведомства, плохой парламент, Россия или кто-либо ещё. Вопрос по поводу того, как установить в Украине западные правила игры, уже давно изжил сам себя и ответ на него более чем понятен — никак. Гораздо важнее бросить все свои силы на поиск ответа на совершенно иной и гораздо более важный для нашего общества вопрос: если западные ценности у нас не работают и не способны оздоровить наше общество, то что тогда способно это сделать? Тем более что сегодня на этот вопрос уже давно есть ответы, проистекающие из точного понимания нашего менталитета, его особенностей и исконных ценностей нашего коллективного мироощущения.
Вызов для реформаторов: осознать апатию в себе и совладать с ней
«i» сознательно ушли в этой статье от описания процессов во внутреннем мире конкретных реформаторов. Просто потому, что это нетактично и безнравственно. Ведь раскрытие реальных процессов во внутреннем мире любого человека – это ещё хуже, чем прилюдно раздеть его и издеваться над ним. Это очень интимная вещь – даже если речь идёт о публичных и официальных лицах.
Но легко можно убедиться в том, что данная статья написана далеко не на голом месте — в её основу положено общение и наблюдение за работой реформаторов в самых разных сферах. Так, за последние два месяца «i» уделили внимание самым разным направлениям реформ: СБУ, прокуратура, полиция, образование, медицина, дерегуляция, суды, госслужба, приход в госструктуры кризис-менеджеров новой формации, реформа парламента, реализация Национальной стратегии в сфере прав человека, экономические реформы и т. д.
Всё это даёт возможность сделать одну неприятную, но крайне важную для всех сознательных и ответственных украинцев констатацию: за год-полтора очень многие реформаторы провалились в плохие внутренние состояния. И прежде всего — в апатию.
«i» не называют имён, но очень надеются на то, что каждый реформатор предельно критично посмотрит сам на себя и с предельной искренностью сам себе ответит, находится он в апатии или нет. Именно от честного ответа на этот вопрос зависит, способен он вообще делать реформы или нет.
У каждого человека апатия приобретает свои формы. У кого — агрессивные, у кого — философские, у кого — гиперактивные, у кого — насмешливо-саркастические, у кого — критиканские и т. д. Но все эти проявления апатии неизменно базируются на одной общей основе: неверие в то, что желаемое может быть реализовано. В том числе — неверие в то, что Украине помогут какие бы то ни было реформы.
Апатия — это всегда следствие того, что ты сам что-то делаешь неверно. Если реформы вызывают апатию, то ты сам просто их неправильно реализуешь — только и всего. Обижаться на весь мир и обвинять общество либо кого-то ещё — это путь в ещё большую апатию с быстрым переходом в депрессию. Обратить внимание на себя — это не только единственная возможность выхода из апатических состояний. Это ещё и единственная возможность реально помочь своей стране и обществу в трудную минуту.
Реформы — это процесс развития, где самое важное вовремя вспомнить главный девиз таких процессов: «Дальше!» Если что-то не работает — идём дальше! Не работают европейские и американские стандарты — спасибо большое западным коллегам за помощь, но мы коллективно двигаемся дальше. На поиск того, что реально работает в Украине, причём быстро и максимально эффективно.
Апатия — это всегда палка о двух концах. Если её игнорировать и продолжать чего-то там реформировать в апатичном состоянии, то это неизбежно закончится провалом. Но большие шансы на успех появляются в том случае, если у реформатора найдётся достаточно внутренних сил, чтобы признать в себе не только апатию, но и главную причину её возникновения – свои же собственные ошибочные действия. Да, я в апатии. Да, я не знаю, что дальше делать. И да, ответы могут быть там, где я их меньше всего ожидаю найти. И это моя главная задача и ответственность перед обществом – найти верные ответы именно там, где я их сам меньше всего ожидаю.
А распознать верные ответы очень легко — на реформы, базирующиеся на наших исконных и естественных ценностях, будет отзываться общество. Такого рода реформы будут вдохновлять и воодушевлять большинство украинцев на максимальную отдачу ради общего блага и интересов всего украинского народа. А пока такого не наблюдается, то вердикт один — реформы идут из неверных отправных точек. И с реформаторов — главный спрос за это.