Налоговое раскулачивание разогреет экономику

16 августа 2012, 8:37
no image

Предложенная налоговиками реформа налога на доходы физлиц создаст предпосылки для повышения спроса населения на отечественные товары. В то же время такое развитие событий станет возможным лишь при правильном администрировании налоговых платежей и повышении доверия к налоговой системе.

Одной из ключевых идей налоговой реформы, которую инициируют фискалы, является снижение налога на доходы физлиц (НДФЛ) для малоимущих граждан до 10% и повышение ставки до 20% — для состоятельных людей. Для физлиц со средними доходами (параметры пока не конкретизируются) предлагается оставить ставку 15%. Напомним, что сейчас доходы физлиц объемом до 10 минимальных зарплат (около 10 тыс. грн.) облагаются по ставке 15%, свыше этой планки — 17%.

«Налогообложение доходов граждан, которые не превышают двух прожиточных минимумов, следует осуществлять по сниженным ставкам на уровне 10%, от трех до четырех прожиточных минимумов — 13% и т.д.»,— озвучивает целесообразный, по его мнению, формат нововведений и.о. главного управления экономики и инвестиций Киевской горгосадминистрации Олег Сухонос.

В целом эксперты поддерживают идею повышения налоговой нагрузки на состоятельных граждан. «Богатые люди зарплату преимущественно не получают, и поэтому не платят с нее НДФЛ, не осуществляют отчислений в фонды соцстрахования. Их основные доходы или не облагаются (проценты по депозитам), либо облагаются по ставке минимум втрое ниже, чем зарплата (в частности, дивиденды)»,— отмечает заместитель председателя Федерации профсоюзов Сергей Кондрюк.

Руководитель налогово-юридического департамента, партнер компании Deloitte Виктория Черновол обращает внимание, что во многих развитых странах доходы состоятельных граждан облагаются по общим или даже более высоким ставкам. «Пассивные виды доходов, как дивиденды и роялти, доступны только 1-2% населения, однако такие выплаты составляют немалую сумму в абсолютных показателях. Например, в 2011 г. украинские предприятия уплатили $1,5 млрд.»,— говорит эксперт.

Помимо положительного социального эффекта от налоговой реформы, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило говорит о возможном росте спроса на товары украинского производства среди малоимущих граждан. Это станет возможным благодаря увеличению их доходов, а соответственно, и расходов. «Категории населения с низкими доходами более ориентированы на отечественного производителя»,— отмечает специалист.

Налоговики предлагают также отменить налоговую социальную льготу, так как она, по их мнению, не имеет социальной направленности. По подсчетам фискалов, благодаря этому доходы от НДФЛ увеличатся на 4,3 млрд. грн. При этом инициатива не затрагивает наиболее социально уязвимые категории населения (одиноких матерей, инвалидов, участников боевых действий и т.п.), для которых законодательством предусмотрены отдельные условия льготного налогообложения.

Сейчас право на налоговую социальную льготу имеют граждане, доходы которых не превышают месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица (сейчас — 1073 грн.), умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (сейчас — 1500 грн). До конца 2014 г. льгота определена в размере 50% прожиточного минимума (затем должна быть увеличена до 100%). На эту сумму может быть уменьшен общий месячный налогооблагаемый доход, полученный от одного работодателя в виде зарплаты.

В «льготном» вопросе эксперты занимают несколько иную позицию, чем ГНСУ. «Прогрессивности НДФЛ можно достичь не только за счет изменения или введения новых, более высоких, ставок налога, но и через снятие ограничения на налоговую социальную льготу для всех категорий граждан независимо от объема их дохода или особого социального статуса (инвалиды, студенты, чернобыльцы и др.)»,— полагает заместитель директора Научно-исследовательского центра по проблемам налогообложения Национального университета ГНСУ Константин Швабий.

Директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин вообще выступает за повышение необлагаемого минимума (сейчас — около 17 грн.) до уровня прожиточного минимума. «Введение [такого] необлагаемого минимума устранит неравенство в налогообложении трудовых доходов граждан в виде зарплаты и налогообложении дохода предприятий»,— соглашается Сергей Кондрюк.

Местно-бюджетные танго

Существует два основных риска от реформирования НДФЛ, которые могут привести к уменьшению доходов местных бюджетов (а для них подоходный налог является одним из основных источников поступлений). С одной стороны, повышение налоговой ставки для высоких зарплат может привести к их «тенизации». С другой стороны, снижение ставки для малоимущих граждан может уменьшить их отчисления в бюджеты.

В ответ на такие замечания налоговики обращают внимание на то, что инициируют почти двукратное увеличение минимальной зарплаты до 2 тыс. грн., что может существенно увеличить базу налогообложения, а следовательно, доходы бюджетов.

Константин Швабий не исключает, что в регионах, где выше доходы (Киев, Харьков, Донецк и др.), доходы от самого уже НДФЛ могут увеличиться. А вот эксперт по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александр Слобожан склоняется к тому, что повышение НДФЛ для состоятельных граждан не компенсирует потери от его снижения для других категорий населения. «Удельный вес работников, которым зарплата начисляется свыше 10 тыс. грн., незначителен даже в Киеве»,— уточняет и Олег Сухонос.

При этом Александр Слобожан не исключает возможности «тенизации» больших зарплат из-за повышения на них налоговой нагрузки. Правда, Ярослав Жалило с такой позицией не согласен: «В случае введения умеренных (не «запретительных») ставок прогрессивной шкалы эффект не будет слишком мощным. Совершенствование систем учета, контроля, платежей повышает «цену» тенизации зарплаты, делая ее невыгодной». Такого же мнения и член совета Союза аудиторов Украины Татьяна Зацерковная: «Повышение ставки налога для высоких зарплат на 3% — не такое значительное».

Полезным шагом и для местных бюджетов, и с точки усиления социальной справедливости большинство экспертов называют повышение налоговой нагрузки на пассивные доходы. Хотя у отдельных специалистов есть оговорки. «Не следует приравнивать инвестиционные доходы в налогообложении к обычным доходам, ведь, в отличие от зарплат, они не являются гарантированными, а значит, их величина содержит премию за риск»,— отмечает Ярослав Жалило.

Генеральный директор исследовательского центра «Бюро экономических и социальных технологий» Валерий Гладкий указывает на риск двойного налогообложения: «Так, дивиденды в пользу акционера уплачиваются предприятием с чистого дохода, после уплаты налога на прибыль. В Украине ставка налога на прибыль предприятий составляет 21%. В классической теории налогообложения дополнительное налогообложение дивидендов налогом на доходы физлиц считается двойным налогообложением. Полемику относительно необходимости увеличения налога на дивиденды считаю популизмом».

По мнению Валерия Гладкого, для оптимизации системы налогообложения доходов физлиц нужно ввести всеобщее обязательное декларирование совокупных доходов физлиц, независимо от источников происхождения; унифицировать предельные ставки налога на прибыль предприятий и налога на доходы физлиц; отменить верхний предел начислений на фонд оплаты труда, который сегодня составляет 17 минимальных зарплат. Судя по инициативам налоговиков, по крайней мере, последнюю идею они поддерживают.

В свою очередь, Александр Слобожан подчеркивает, что в развитых странах инструментом налогообложения состоятельных граждан и доходов, полученных в «тени», выступают прежде всего налоги на собственность, в первую очередь на недвижимость.

«Ставки налогов с доходов физлиц не имеют решающего значения. Во многих странах они выше, чем в Украине. Ключевое здесь — вопрос доверия к власти, как налоги используются»,— резюмирует Василий Юрчишин.

Все статьи