Массовая драка на футбольном стадионе в Египте, в ходе которой погибло 74 человека, всколыхнула волну гражданских протестов против военных властей. Кровавое побоище нанесло удар по экономике и международной репутации страны
Вчера площадь Тахрир в центре Каира вновь наполнилась тысячами демонстрантов, среди которых были как футбольные фанаты, так и члены правительства. Протестующие требовали наказать организаторов беспорядков на матче в городе Порт-Саид, возлагая вину на высшее руководство Египта. «Это было организованное властями преступление. Военное руководство хочет навязать нам выбор между военным положением и хаосом. Они и только они несут ответственность за национальную безопасность»,— заявил, выступая в парламенте, депутат Хусейн Ибрагим.
По данным государственного Агентства новостей Ближнего Востока, силам безопасности Египта вчера приходилось распылять слезоточивый газ возле министерства внутренних дел, чтобы предотвратить захват административного здания демонстрантами.
Сеть футбольных болельщиков Ultras заявила, что полиция преднамеренно позволила конкурирующим фанатам атаковать их членов в отместку за то, что Ultras находилась в авангарде демократических протестов, приведших год назад к отставке президента Хосни Мубарака.
В среду вечером матч в Порт-Саиде между местным клубом «Аль-Масри» и каирским «Аль-Ахли» закончился победой хозяев со счетом 3:1. После финального свистка болельщики «Аль-Масри» вырвались на поле и начали нападать на игроков проигравшей команды и их сторонников. Восстановить порядок на стадионе пыталась небольшая группа полицейских, однако их быстро оттеснили.
Узкий выход со стадиона превратился для сотен болельщиков в смертельную ловушку — дверь, через которую они пытались вырваться наружу, оказалась заперта и скована цепью. По данным Министерства внутренних дел, в результате бойни 74 человека погибли и 248 получили ранения, в том числе ножевые.
Болельщики напоминают, что ровно год назад, 2 февраля 2011 г., произошло знаменитое «Сражение на верблюдах», когда сторонники Хосни Мубарака, сидя на верблюдах и лошадях, атаковали толпу демонстрантов на площади Тахрир, что привело к двухдневным стычкам с применением камней, зажигательных бомб и кусков бетона. Болельщики Ultras и члены движения «Братья-мусульмане» в то время обороняли площадь. «То, что произошло в Порт-Саиде, было страшным наказанием фанатов «Аль-Ахли» за их участие в революции»,— заявил кандидат в президенты страны Хамдин Сабахи.
Спикер египетского парламента Саад эль-Кататни, входящий в движение «Братья-мусульмане», обвинил службы безопасности в преступном бездействии, «поставившем под удар революцию». Члены избранного недавно парламента потребовали немедленной отставки министров и ускорения передачи власти от военного руководства гражданскому.
Премьер-министр Египта Камаль аль-Ганзури объявил в стране трехдневный траур и отправил в отставку всех руководителей Федерации футбола, а также губернатора провинции, в которой случилась драка. Все матчи национального первенства по футболу приостановлены и отложены на неопределенный срок.
Инцидент в Порт-Саиде стал самым кровопролитным событием в Египте со времен революции против Хосни Мубарака, а также худшим событием в истории мирового футбола с 16 октября 1996 г., когда в Гватемале во время паники на стадионе погибли 78 человек и 189 получили травмы после отборочного матча чемпионата мира между Гватемалой и Коста-Рикой.
Политические волнения, вызванные футбольной дракой, негативно отразились на экономике Египта. Основной фондовый индекс страны EGX 30 на торгах 2 февраля упал на 4,6%. Из-за снижения более чем на 5% были приостановлены торги акциями нескольких крупных египетских компаний, в том числе Orascom Telecom, Palm Hills и Ezz Steel.
Эксперты считают, что новая волна демонстраций не пойдет на пользу туристической отрасли страны и может отпугнуть от нее инвесторов. Экономика Египта после отставки Хосни Мубарака в конце февраля 2011 г. демонстрирует худшие результаты за последние десять лет. Рост ВВП по итогам завершившегося в июне финансового года составил 1,8%. Поток туристов в Египет за год сократился на 33%, а международные резервы истощились до минимального уровня с марта 2005 г.