Федеральная резервная система (ФРС) США и Еврокомиссия обнародовали данные относительно объемов финансовых вливаний в банковский сектор в период кризиса. Суммы оказались, мягко говоря, немаленькими
Европейская комиссия в период с октября 2008 г. по октябрь 2010 г. разрешила странам — членам ЕС выделить на поддержку финансового сектора EUR4,589 трлн. ($5,9 трлн.). Помощь банкам предусматривала предоставление государственных гарантий, принятие активов на государственный баланс и выделение наличных средств. Однако сумма, которой в действительности воспользовался банковский сектор ЕС, составила лишь четверть всего объема выделенной помощи: EUR1100 млрд. в 2008 г. и EUR957 млрд. в 2009 г. Примерно три четверти от общей суммы были предоставлены в форме государственных кредитов и гарантий.
Наибольший в ЕС объем государственной помощи был предоставлен банкам Великобритании, с октября 2008 г. по октябрь 2010 г. это составило EUR850,3 млрд. В Британии — самый развитый финансовый сектор в Евросоюзе. В соседней Ирландии, где проблемы банков дали толчок бюджетному кризису, финансовым институтам было выделено EUR723 млрд., что в четыре раза превышает ВВП этой страны.
Объем средств, предоставленных банкам, в десятки раз превысил государственные субсидии другим отраслям. Если не учитывать средства, выделенные странами ЕС в связи с финансовым и экономическим кризисом, то сумма «традиционных» правительственных субсидий в Европейском союзе в 2009 г. составила EUR73,2 млрд., или 0,62% от ВВП. Эта сумма приблизительно соответствует уровню 2008 г. Объем госпомощи, предоставленной промышленности и сфере услуг в 2009 г., составил только EUR58,1 млрд.
Хотя экономики ведущих стран ЕС демонстрируют уверенное восстановление, Еврокомиссия продлила срок предоставления финансовой поддержки финансовым институтам до 2011 г. Теперь же условия выделения госпомощи будут более жесткими. «С 1 января 2011 г. каждый банк, который просит о государственной помощи в форме капитала или принятия активов на государственный баланс, должен будет подписать план по реструктуризации»,— говорится в заявлении Еврокомиссии.
«Государства ЕС в связи с кризисом были вынуждены потратить огромные суммы для поддержания финансовой стабильности. После почти двух лет специального режима кризисной государственной помощи нам нужно приготовиться к нормальному функционированию рынка. Конечно, сохраняющийся риск нового стресса является достаточной причиной того, чтобы действовать с заботой и осторожностью в процессе выхода»,— говорит комиссар ЕС по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния.
Крупный объем госпомощи в период кризиса выделили и власти США. Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центробанка, предоставила американским и иностранным финансовым компаниям $3,3 трлн. В период с декабря 2007 г. по июль 2010 г. ФРС осуществила 21 тыс. единичных кредитных и иных транзакций для стабилизации рынков, восстановления кредитования американских семей и бизнесменов, а также поддержки экономики и создания рабочих мест после кризиса. Руководство ФРС задействовало восемь программ поддержки ликвидности и рынков, в числе которых предоставление однодневных кредитов, кредитов под обеспечение, выкуп корпоративных векселей и другие.
Банковский сектор получил от ФРС более $2 трлн. Также ФРС потратила $1,25 трлн. на выкуп ипотечных облигаций, выпущенных и гарантированных ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac, чтобы снизить процентные ставки по ипотеке, облегчить систему кредитования и поддержать испытывающий трудности рынок жилой недвижимости. При этом ФРС уверяет, что не потеряла на антикризисных программах ни одного цента: кредиты были возвращены уже к концу 2009 г., все действующие программы свернуты. Программа скупки ипотечных облигаций Fannie Mae и Freddie Mac была завершена последней уже в этом году.
В программах экстренной финансовой помощи ФРС участвовали не только банки США, но и иностранные банки. Так, крупнейшим заемщиком по Программе финансирования коммерческих бумаг (Commercial Paper Funding Facility, СPFF) стал UBS, крупнейший банк Швейцарии, который получил $74,5 млрд., что более чем в два раза больше, чем получил по этой программе американский банк Citigroup. В UBS уточнили, что в $74,5 млрд. оцениваются заимствования за все время существования программы, причем никогда долг швейцарского банка не превышал половину этой суммы. Британский банк Barclays стал крупнейшим заемщиком по программе кредитов overnight, получив $47,9 млрд. Помимо европейских банков за финансированием в ФРС обращались и азиатские банки, которые тоже получали немалые суммы.
«Мы говорим о больших деньгах, которые пошли на поддержку крупным иностранным банкам. Стал ли федеральный резерв центробанком мира?»,— недоумевает по поводу поддержки иностранцев сенатор из Вермонта Бернард Сандерс. «Все могло быть гораздо хуже, если бы ФРС не ссудила эти деньги. Мы, наконец, начинаем понимать роль, которую играет ФРС в мире»,— защищает руководство ФРС старший научный сотрудник Центра банковского и финансового права Бостонского университета Перри Мерлинг.
Аналитики говорят, что ФРС пришлось помогать иностранным банкам, чтобы не допустить распродажи их активов в США. По их мнению, таким образом ФРС стремилось поддержать нормальное функционирование системы расчетов, нарушение которой серьезно усложнило бы достижение таких целей, как ограничение инфляции, поддержание экономического роста и занятости. Бывший работник ФРС, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона Эдвин Труман утверждает, что любое давление на центробанк с целью ограничить сферу его поддержки только американскими банками вызовет ответные меры со стороны финансовых регуляторов в Лондоне или Токио.