Судам грозят новые потрясения

27 сентября 2010, 0:04
no image

Регионалы начинают драться между собой за суды

В Украине завершена судебная реформа в том смысле, в котором ее понимают пришедшие к власти регионалы: возможности политических соперников в судебной системе сведены на нет, а все ее сферы взяты под контроль влиятельными юристами Партии регионов. Создалась благоприятная ситуация для начала противостояния между юридическими группами регионалов, которая может спровоцировать очередные политические потрясения в судах. Новый виток борьбы за власть в отечественной судебной системе наблюдается уже сейчас и носит весьма острый характер. Обоснование такого положения дел можно найти и логическим путем — всему виной уничтожение мощного врага, команды главы Верховного суда (ВСУ) Василия Онопенко. В последние годы именно из-за господина Онопенко многие влиятельные в юридическом мире лица вынуждены были объединяться вокруг главы комитета Рады по правосудию Сергея Кивалова (Партия регионов). Теперь, когда объединяющий мотив канул в Лету, у юридических групп влияния Партии регионов обозначились свои конкретные интересы и цели в рамках судебной системы. Естественно, эти интересы и цели во многом пересекаются, что ведет к неизбежной войне.

Напомним, что начиная с весны 2007 г. все глобальные политические процессы в судах определялись противоборством двух влиятельных команд — господина Кивалова и новоизбранного главы ВСУ Василия Онопенко, завершившего политическую карьеру в БЮТ. Господин Онопенко настолько мощно начал собирать все властные рычаги в судах в свои руки, что сумел реально напугать многих влиятельных людей. Увидев угрозу концентрации судебной власти в одних руках, им ничего не оставалось делать, как всеми силами поддерживать Сергея Кивалова. Последний, опираясь на все доступные ресурсы Партии регионов, был единственным человеком, способным оказать сопротивление политическому натиску руководства ВСУ.

В течение всего 2007 г. Василий Онопенко и его сторонники были необычайно близки к победе, но регионалам удалось сбалансировать ситуацию — в 2008 г. они уже сами начали атаковать позиции руководства ВСУ. Правда, безуспешно.

Окончательная победа той или иной команды зависела от итогов президентских выборов 2010 г. Джекпот избирательной гонки, как известно, сорвали регионалы. Весной и летом этого года они продолжали действовать единой ударной группой, реализуя свой властный потенциал для молниеносного разгрома Василия Онопенко. С этой целью была затеяна и успешно доведена до логического завершения судебно-правовая реформа, после которой ВСУ перестал править бал в судебной системе — теперь политику в судах определяет Высший совет юстиции (ВСЮ).

Происходящее ныне можно условно охарактеризовать как новый этап, когда юридические группы влияния Партии регионов начали раздел завоеванной территории. Упомянутая выше судебная реформа подразумевала перезагрузку практически всех важных для судов органов. А это, как следствие, вело к появлению многих незанятых вакансий, означавших те или иные рычаги власти в судах, без которых в Украине не принято вести сверхуспешный бизнес по оказанию юридических услуг. И тут провластные юристы вспомнили, что они объединялись вокруг Сергея Кивалова не совсем из-за самого господина Кивалова.

Дальнейшая оценка ситуации упирается в проблему невероятной закрытости нынешней власти и кулуарных процессов в ней. Если не анализировать ситуацию с точки зрения слухов, сплетен и домыслов, то остается опираться только на общие логические рассуждения и некоторые косвенные признаки реальных тенденций.

Политическое лицо судебной системы сегодня, помимо Сергея Кивалова, определяют следующие игроки: замглавы Администрации президента Андрей Портнов, министр юстиции Александр Лавринович, лидеры хозяйственных и административных судов и условная группа Виктора Медведчука. В данный момент все они по тем или иным мотивам видят для себя выгоду в смещении политических акцентов в пределах судебной системы. По крайней мере, господина Кивалова со сверхбольшими властными полномочиями все остальные опасаются в той же мере, что и Василия Онопенко с этими же полномочиями. Поэтому на идейном уровне уже вполне созрела насущность создания альтернативного центра влияния в судебной системе.

В какой мере иллюстрирует происходящее то, что во главе Государственной судебной администрации (ГСА) стал близкий к Андрею Портнову Руслан Кирилюк,— тот еще вопрос. Напомним, что ГСА занимается финансированием и материально-техническим обеспечением всех местных и апелляционных судов страны. И в ВСЮ сопротивление Сергея Кивалова тому или иному решению уже не означает, что оно не будет принято. Да и, в принципе, господина Портнова всегда было тяжело считать полноценным членом команды господина Кивалова, как бы они оба не пытались это демонстрировать на публике. Многие компетентные наблюдатели за ситуацией в судах никогда не сомневались в способностях нынешнего замглавы Администрации президента повести самостоятельную игру по крупным ставкам.

Важно, что приход регионалов к власти не принес прозрачности стратегическим решениям, касающимся судебной системы. Более того, сегодня реальной информации, позволяющей анализировать настоящее и будущее украинских судов, мало как никогда до этого. Тем не менее источники «і» сходятся во мнении, что в самой ближайшей перспективе кулуарное противостояние все больше начнет проявлять себя в разных процессах и ситуациях — настолько напряжены сегодня отношения между провластными влиятельными юристами.

При этом нужно учитывать, что Василий Онопенко все-таки остается во главе ВСУ, и у команды Сергея Кивалова не хватает сил для полного устранения оппонента из судебной системы. Если регионалы выпустят власть из рук, то не исключено, что господин Онопенко сможет вернуть себе утраченную власть. И тогда, конечно, не только будут ликвидированы последствия реализованной судебной реформы, но и за нарушение присяги будут уволены совершенно другие судьи.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи