Каменные лики святых

15 декабря 2009, 0:08
no image

Юлия Тимошенко удостоилась попасть под резец Олега Галатина

Киевский музей русского искусства до 20 декабря предоставляет редкую возможность познакомиться с произведениями Олега Галатина, которого считают одним из самых именитых художников нашего времени, способным при помощи древнейшей техники глиптики — резьбы на сверхтвердых природных минералах — создавать портрет в любом драгоценном камне, от топаза до рубина.

Выставка Олега Галатина организована в рамках программы сотрудничества музея с частными коллекционерами, которая дает возможность познакомиться с произведениями самого высокого уровня, обычно недоступными широкому кругу ценителей искусства. В нынешней экспозиции всего девять работ, но каждая из них по-настоящему уникальна. Первые геммы — камеи из многослойного агата, по общему мнению историков, начали вырезать еще в древней Александрии, при дворе Птолемеев (конец IV — начало III вв. до н.э.). Многие из них очень крупные и не могли использоваться ни в качестве печати, ни в виде амулета. Это были заказные работы, служившие царскими дарами храмам или дополнявшие пышный убор различных властителей.

Геммы Олега Галатина, представленные в Русском музее — это инталии, то есть  изображения, созданные в технике углубленного (или отрицательного) рельефа. Большинство работ посвящены ликам христианских святых, вырезаны в голубых топазах и розовых рубинах чистой воды. Камни не только поражают своими художественными качествами, их просто приятно подержать в руке, наслаждаясь игрой цвета и света, отраженного гранями.

Помимо инталий и камей (геммы с выпуклым рельефом) на религиозные темы, Галатин известен и своими вполне светскими работами, например, портретами Владимира Путина, мэра Москвы Юрия Лужкова, других российских официальных лиц, актеров, поэтов, военачальников прошлого и современности. Из украинских политиков чести попасть под резец московского глиптика удостоилась Юлия Тимошенко, чей канонизированный анфас в экспозиции Русского музея соседствует с невозмутимым Александром Пушкиным.

«Для изготовления большой камеи нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора,— утверждал видный французский археолог Баблон.— В XIX в. Давид трудился над камеей «Триумф Наполеона» целых 15 лет». Надо признать, что ныне технический прогресс вторгся и в искусство глиптики. Вот и Олег Галатин, в отличие от мастеров древности, использует специальный прибор — ультразвуковой гравер, который позволяет значительно снизить прикладные усилия, необходимые для обработки материалов (резания, гравировки, шабрения, полировки и многих других операций). Тем не менее все эти новшества не исключают высокого профессионализма, а, наоборот, еще выше поднимают его планку. «При резке гемм требуется обладание не только высоким мастерством скульптора, но и терпением, а также хладнокровное самообладание,— говорит искусствовед Илья Мезенцев.— По сути, художник-глиптик, в отличие от живописца или обычного скульптора, не имеет права на ошибку, ведь испорченный драгоценный кристалл не восстановишь». Возможно, что в какой-то мере этим фактором и объясняется некоторая схематичность и заданность изобразительного ряда галатинских гемм. Надо признать, что портреты в камнях не всегда радуют документальной схожестью с реальными персонажами.

Удручает, что Олег Галатин, как и его немногочисленные коллеги, не позаботился о создании школы глиптики и сохранении навыков и традиций этого искусства. Притом что геммы этого мастера регулярно экспонируются за рубежом и хранятся во многих музеях, в том числе в Киеве, в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля, в частных коллекциях, похоже, что пройдет не так много времени, и произведения Галатина станут не менее редкими, чем его древние предтечи.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи