Колонка редактора
Каждый пытается отвлечься от угрюмой кризисной поры по-своему
Одному моему товарищу нравится прогуливаться по субботам по оболонской набережной и наблюдать, как играют дети 3-4 лет от роду. Я же пересматриваю фильмы 1950-1960-х гг., причем наилучший терапевтический эффект на меня оказывают кино- и телепродукты, снятые в США по меньшей мере 40 лет назад. Среди них — «Стар Трек» (Original Series), великий телеэпос американского народа, своего рода квинтэссенция идеологии того времени. В повествования о далеком будущем человеческой расы, представители которой лихо бороздят космические просторы, повсеместно вплетены ключевые для американцев 1960-х гг. идеи и чаяния: как будет развиваться дальше история человечества, к какому будущему оно должно стремиться и какие опасности его будут подстерегать на пути к нему. Кроме того, прямые экстраполяции реалий Америки 1960-х гг. здесь присутствуют в каждом сюжетном повороте, так что в итоге ты будто смотришь телеиллюстрации American Way — системы мировоззрения Соединенных Штатов, сформированной после Великой депрессии, и отполированные до блеска во времена золотых 1950-х гг. — эпоху экономического подъема страны.
Так вот, после просмотра проникаешься сперва ностальгическим умилением (чего стоят только скафандры из фольги), а по некоторому размышлению — и завистью к поколениям людей, которые жили в том идеологическом поле. Жили и строили свою экономику, ожидая, что к концу ХХ века начнут колонизировать Луну, а в следующем веке народы объединятся для решения глобальных проблем экономики и экологии. Ведь научно-техническому прогрессу все по силам, и вскоре он обязательно подарит всепланетное процветание и благоденствие. Омрачало эту радужную картину лишь постоянное предчувствие третьей мировой, в которую вот-вот могла вылиться холодная война. Правда, во многом именно это предчувствие и стимулировало семимильные шаги прогресса.
Впрочем, до некоторой степени созвучными идеями жили в то время и строили экономику не только в Штатах, а и за железным занавесом. Только наши родители строили светлое будущее под другим именем, а ожидания близкого научного, экономического и политического мегапрогресса были теми же.
Всем этим пронзительно позитивным идеям, объединяющим общество в кризисные моменты, нет места в современном мире. Охоты заглядывать в далекое будущее, которого так вожделели 40 лет назад, почти не осталось. Что там увидишь — исчерпание запасов углеводородов, смерть планеты после глобального потепления, эскалация экономических войн. Сейчас даже в ближайшее будущее стараешься не смотреть — единственное, что там можно наверняка узреть, так это капающие проценты по кредитам. Даже интерес к глобальным прорывам науки как-то поубавился, а последние мировые киноэпопеи на космическую тематику преимущественно повествуют о катастрофах на планете, о ее агонии, после которой в лучшем случае выживет горстка землян. Рискую показаться идеалистом, но думаю, что преодолеть очередной мировой кризис нам будет весьма сложно, поскольку за нами нет ни одной позитивной идеи, благодаря которым американцы справились с депрессией, а наши родители — с послевоенной разрухой. К сожалению, всем вместе верхом на меркантильном цинизме далеко не уехать, хотя некоторым удается.