Украина не может гарантировать Евросоюзу стабильный транзит российского газа по своим магистральным газопроводам
Украина не может гарантировать Евросоюзу стабильный транзит российского газа по своим магистральным газопроводам. С таким заявлением на конференции по энергобезопасности в Европарламенте выступил замминистра топлива и энергетики Сергей Павлуша.
Главный аргумент, прозвучавший из уст господина Павлуши: очень устаревшая, хоть и довольно развитая правовая база между Украиной и Россией по поставкам и транзиту газа. «К сожалению, эта база во многом устарела, она не содержит гарантий ни в отношении поставок, ни в отношении транзита газа. Если кратко сформулировать все условия наших актуальных на данный момент договоренностей, то получится так: мы договорились, что стороны будут ежегодно договариваться»,— объяснил наш замминистра евродепутатам.
Поэтому, по словам чиновника, на межправительственном уровне проходят консультации, инициированные украинской стороной, цель которых — «пересмотреть те или иные регуляторные договоренности, возможно, внести в них соответствующие изменения». Также предусматривается подписание нового соглашения по газу между Москвой и Киевом, которым будут гарантированы поставки газа в Украину и транзит этого вида топлива по ее территории в страны ЕС. При этом Сергей Павлуша не стал углубляться в подробности: «Я бы не хотел раскрывать принципы, которые сейчас обсуждаются. Но это новое соглашение должно предоставить больше гарантий, в первую очередь, России: абсолютно понятна ее озабоченность стабильностью поставок».
В ходе дискуссии депутат Европарламента Чарльз Тенок заявил, что европейцы «были шокированы» фактом дискуссий о надежности транзита газа через украинскую территорию. Чтобы они в будущем не возникали, господин Тенок считает необходимым ввести систему учета газа на границе. Также, по его словам, в этом вопросе большую роль играет политическая стабильность в нашей стране.
Представитель Еврокомиссии Марьета Ягер обратила внимание, что Украина является основным государством-транзитером российского газа в ЕС, и «такая ситуация в ближайшем будущем не изменится», поскольку «Европа требует с каждым годом больше газа, а в обозримом будущем новых источников поступления этого вида топлива по альтернативным маршрутам не предвидится». Впрочем, уверена госпожа Ягер, Украина всегда будет играть ведущую роль в транспортировке голубого топлива, поэтому странам ЕС необходимы стабильные и долгосрочные отношения с Россией по поставкам газа. «Нас ждут новые вызовы. И Еврокомиссия довольна намерениями Украины модернизировать ГТС»,— отметила она.
Но Сергей Павлуша не разделяет мнение о том, что модернизации ГТС надо уделять пристальное внимание: «Техническое состояние украинской ГТС вполне удовлетворительное, по этому параметру она не очень отличается от ГТС наших северных соседей. Поэтому украинские трубопроводы не являются слабым звеном в системе транспортировки газа. Но, как и в любой системе, в ГТС есть определенный резерв использования ее возможностей». При этом замминистра топлива и энергетики отметил, что его ведомство планирует привлекать ресурсы международных финансовых организаций для модернизации нашей ГТС.
Представители Еврокомиссии и Европарламента, которым небезразличны украинские вопросы, обращали внимание на заинтересованность европейских инвесторов в конкретных энергетических бизнес-проектах нашей страны. Этой теме свое выступление посвятил бывший министр топлива и энергетики, а ныне — замглавы парламентского комитета по ТЭК Юрий Бойко. Он инициировал в Брюсселе создание инвестиционного фонда «Украина — ЕС», в котором мог бы объединиться капитал частных и институциональных инвесторов для финансирования проектов в энергетике. «Участие Еврокомиссии на институциональном уровне предоставит инвесторам стран ЕС необходимые гарантии защиты их капиталовложений, а совместные проекты значительно сблизят Украину и Евросоюз как партнеров в энергетической сфере»,— отметил господин Бойко.
Среди возможных проектов он назвал газотранспортный консорциум в формате Украина — ЕС — Россия, строительство двух новых энергоблоков на Хмельницкой АЭС мощностью 2 млн. КВт, развитие уранового производства, увеличение мощности Бурштынского энергоострова, реконструкцию межгосударственной линии электропередач «Южноукраинская АЭС — МолдГРЭС — Исакча».