Наша экономика почти на 80% зависит от импорта российской нефти. Если возникнут серьезные проблемы с поставками, кризиса не избежать. Дело в том, что в Украине до сих пор не сформирован стратегический резерв нефти
Наша экономика почти на 80% зависит от импорта российской нефти. Если возникнут серьезные проблемы с поставками, кризиса не избежать. Дело в том, что в Украине до сих пор не сформирован стратегический резерв нефти и нефтепродуктов, который может быть использован для его предотвращения
По понятиям
И в секретариате президента, и в правительстве уже не раз говорили о создании стратегического резерва нефти и нефтепродуктов, по-разному объясняя свое видение этого процесса. В результате получилась путаница понятий «стратегический резерв» и «стабилизационный резерв». Поэтому «і» решили выяснить, что каждое из них подразумевает и что на самом деле имели в виду чиновники.
По поручению министра топлива и энергетики Юрия Бойко на базе ОАО «Укртранснефть» создается стабилизационный резерв (запас, фонд) нефтепродуктов, рассчитанный на 5-10 дней. Он необходим для того, чтобы контролировать цены на нефтепродукты на украинском рынке во время их сезонного повышения. Этот фонд состоит из бензина и дизтоплива в равных соотношениях, то есть 50 на 50.
«Стабилизационный резерв создается для сглаживания резких ценовых колебаний, которые возможны в случае создания нефтепереработчиками и нефтетрейдерами искусственного дефицита»,— заявил «і» председатель правления «Укртранснефти» Игорь Кирюшин. Цены, по которым «Укртранснефть» при возникновении подобной ситуации реализует нефтепродукты на рынке, позволяют предотвратить спекулятивный ценовой всплеск.
В марте «Укртранснефть» и российская компания ТНК-ВР подписали договор о закупке и переработке 1,2 млн. т нефти и хранении готовых нефтепродуктов на Лисичанском НПЗ. Определено, что стабзапас будет состоять поровну из дизтоплива и низкооктанового бензина. Реализация этих планов потребовала $140 млн. краткосрочных займов и кредита в $200 млн. сроком на семь лет.
Также «Укртранснефть» вела переговоры с компанией «УкрГаз-Энерго» о закупке готовых нефтепродуктов, которые остались после неудачных попыток компании выйти на отечественный нефтерынок в 2006 г. Но поскольку сырье приобреталось у России по сравнительно высокой цене, полученные в результате нефтепродукты оказались неконкурентоспособными на внутреннем рынке.
«Мы работаем как государственный оператор на рынке нефтепродуктов достаточно успешно. Но никакого отношения к стратегическому резерву нефти и нефтепродуктов «Укртранснефть» не имеет. Такой резерв еще не начал формироваться»,— сообщил господин Кирюшин.
Стратегический резерв нефти и нефтепродуктов, согласно международной практике, создается государствами для предотвращения кризисных явлений на нефтерынке, которые могут повлиять на экономику всей страны (к примеру, когда в результате торговой войны импортер прекращает поставки топлива, создавая тем самым его резкий дефицит в стране-потребителе). Решение об использовании стратрезерва обычно принимается уполномоченным госорганом.
По словам господина Кирюшина, «Укртранснефть» может заниматься созданием инфраструктуры для хранения стратегического резерва — восстанавливать нефтебазы, нефтепродуктопроводы, строить емкости для хранения нефти. Отвечать же за формирование стратегического резерва и его использование будет специально созданная для этого структура. «Все тонкости создания и использования стратегического резерва нефти и нефтепродуктов будут учтены в соответствующей нормативной базе»,— говорит глава Минтопэнерго Юрий Бойко. Он прогнозирует, что до 2017 г. «мы создадим запас, которого хватит на 90 дней» и при этом «будет учтен европейский опыт, в частности, одна из моделей, существующая в европейских странах» (см. табл.).
Миллиарды, которые спасут от кризиса
С каждым годом в Украине растет потребление нефти и нефтепродуктов. В Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г. приведены расчеты, согласно которым в течение 2005-2030 гг. этот показатель увеличится с 18 до 23,8 млн. т в год, то есть на треть. При этом зависимость от российского импорта также усилится, потому что внутренняя добыча будет ограничена 4-5 млн. т в год. Эту зависимость уже сейчас эксперты называют критической. В соответствии с нормами европейского законодательства, безопасными для страны являются нефтепоставки из одного источника в пределах 30% внутреннего потребления. А в Украине этот показатель превышает допустимый в странах ЕС в 2,5 раза. Поэтому если Россия прекратит импорт нефти на наш рынок, Украина не сможет в сжатые сроки организовать поставки из других источников.
Выходом из подобной ситуации может стать использование ресурсов из стратегического резерва нефти и нефтепродуктов, созданием которого руководство страны занимается уже не один год. Однако конкретных результатов еще нет. Основная причина — неудовлетворительное состояние инфраструктуры, необходимой для создания стратегических резервов. В частности, нефтепродуктовая система, находящаяся в ведении «Укртранснефтепродукта», непригодна к эксплуатации.
По оценке Центра им. Разумкова, на ее реконструкцию понадобится не менее пяти лет и более $1 млрд. Еще эксперты центра пришли к выводу, что в Украине существует дефицит резервуарных мощностей (до 6 млн. куб. м), на создание которых понадобится еще около $1,2 млрд. Для создания 90-дневного стратегического резерва, с учетом роста емкости внутреннего рынка потребления нефтепродуктов, будет необходимо около 5,085 млн. т нефти и 3,390 млн. т нефтепродуктов общей стоимостью $4,2-4,4 млрд. Итого — $6,5 млрд.
Альтернативы
Пока же, по мнению председателя правления «Укртранснефти» Игоря Кирюшина, в качестве стратрезерва для переработки на нефтеперерабатывающих заводах в случае возникновения кризисной ситуации может быть использована та нефть, которая находится в трубопроводах «Дружба» и «Приднепровские магистральные нефтепроводы». «Кроме того, в случае кризисной ситуации можно использовать систему нефтепроводов, в том числе и ПДМН, для поставки нефти из Черноморского бассейна на единственный украинский НПЗ, который имеет государственную долю (Надвирнянский, он же «Нефтехимик Прикарпатья».— Ред.)»,— отметил он. Но вообще господин Кирюшин считает кризисную ситуацию с нефтепоставками в Украину невозможной и гипотетической. В то же время, по его словам, «Укртранснефть» технически готова к подобному повороту событий и может за 15 дней провести комплекс необходимых мероприятий.
Координатор программ по сотрудничеству Украины и ЕС в энергетической сфере Александр Тодийчук положительно оценивает планы правительства по созданию стратрезерва нефти и нефтепродуктов. «Эксперты из ЕС, которые помогали нам в рамках специальной программы найти оптимальный вариант создания агентства по стратегическим резервам, рекомендуют установить резерв в соотношении 60 на 40, то есть 60% сырой нефти, 40% — нефтепродуктов»,— заявил «i» господин Тодийчук. По его словам, это было бы серьезным шагом к стабилизации рынка и формированию энергетической безопасности. «Нам удалось бы достичь определенных соглашений с соседними государствами, которым разрешено до 10% своих резервов держать в другой стране. Мы могли бы стать частью стратегического резерва стран-соседей и на этом зарабатывать деньги. Также реально, в хорошем смысле этого слова, стать зависимыми друг от друга в плане энергетики», — подытожил эксперт.
Типовые модели нефтяных резервов
