Луценко подал в суд на судей

no image

Печерский суд Киева направил Генеральной прокуратуре требование бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко об увольнении и привлечении к уголовной ответственности первого замгенпрокурора Рената Кузьмина за санкционирование ареста экс-министра, который признан Евросудом по правам человека незаконным

Судья Анна Медушевская огласила следующее: «Заявление Юрия Луценко удовлетворить. Направить заявление генеральному прокурору Виктору Пшонке». Кроме привлечения к уголовной ответственности Кузьмина, в заявлении идет речь о привлечении к ответственности ряда лиц, имеющих прямое отношение к аресту экс-министра МВД: зампрокурора Ивано-Франковска Сергея Войченко (ранее работал следователем, который вынес постановление об аресте Луценко), судей Печерского райсуда и Апелляционного суда Киева.

Новый омбудсмен Валерия Лутковская отказалась «i» комментировать возможное развитие этой ситуации, заявив, что это «не ее сфера».

Известный правозащитник, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров так объяснил «i» отказ Валерии Владимировны: «Лутковская при рассмотрении дела Луценко была правительственным уполномоченным по делам Евросуда по правам человека и подписывала все бумаги. Если бы она сама лично не участвовала в этом деле, она бы прокомментировала».

Что касается положения вещей по данному делу, то, по словам правозащитника, Европейский суд признал нарушение статьи 18. А это означает, что нормы УПК применялись не с теми целями, для которых предназначены. «Я писал вскоре после ареста Луценко, что это грубое нарушение прав человека и политическое преследование»,— говорит он. Относительно заявления Луценко прокурору, то у Виктора Пшонки, по мнению господина Захарова, нет обязательств уволить Рената Кузьмина. Хотя основания для этого имеются — есть вердикт Евросуда. Но напрямую Европейский суд не может влиять на украинское правосудие. «А оно у нас басманное,— говорит Евгений Захаров,— действует телефонное право. Если президент решит наказать Кузьмина, это будет выполнено. С другой стороны, Кузьмин двигает «дело государево», именно он, а не Пшонка исполняет всю грязную работу. Поэтому его наказывать странно. Скорее всего, все спустят на тормозах».

Однако, по мнению правозащитника, это игнорирование не может длиться бесконечно. Кузьмин и Пшонка могут попасть в список нежелательных людей для Европы. В подобном списке уже 200 белорусских чиновников во главе с бацькой Александром Лукашенко. Это тупик, в который украинская власть сама себя загоняет.

«Скажу больше: я не ожидал такого решения Европейского суда. Это говорит о серьезности того, как к этому относится Европа. Дело в том, что защита Луценко написала очень бледное заявление,— считает господин Захаров.— Оно касалось только обстоятельств его задержания. Это непрофессионально. Они не упоминали о нарушении 18-й статьи. А она признается крайне редко. В деле Ходорковского, к примеру, она не была признана. Лутковская, между прочим, давала шансы относительно этого дела — 50 на 50. И здесь явно включилась политическая составляющая уже со стороны Европы. Евросуд вышел за пределы требований, изложенных в заявлении».

Поэтому, по мнению юриста, правительственный представитель по Европейском суду Назар Кульчицкий оспорит это решение в Большой палате. Но вряд ли Большая палата Европейского суда будет рассматривать это заявление. «Ситуация такова: и защита Луценко, и сторона государства были не на уровне. Но Европейский суд просто высказался по сути. И совершенно справедливо»,— делает вывод эксперт.

Его мнение во многом совпадает с оценками директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко. «Все эти события не означают, что привлекут к ответственности Кузьмина. Государственная сторона затягивает со своей реакцией. Однако, в конце концов, нужно будет как-то реагировать. Будут искать варианты: либо приговор смягчат Луценко, либо выпустят раньше. Но значительную часть заключения никто не отменит».

Господин Фесенко также отметил, что украинская сторона стала обвинять Европу в политической мотивированности. И отчасти это так. «Только мотивы эти у Европы и Украины разные,— говорит политолог.— Здесь это наказание Луценко за 2005 г., когда он был во власти. И за его острые высказывания в адрес руководства. А для Европы подобные разборки не приемлемы в принципе».
Все это, по мнению господина Фесенко, приведет к еще большей разнополярности Европы и Украины. «Есть люди в окружении президента, понимающие пагубность полного кризиса этих отношений. Поэтому Луценко могут выпустить, он не является сильным политическим конкурентом власти. А вот держать в тюрьме Тимошенко — велико желание. И Кузьмина, конечно, никто не будет трогать. Наказывать преданных власти людей нет смысла — это станет плохим сигналом для остальных. Что касается отношений Украина — Европа, они «зависнут» до конца года, если с Луценко и Тимошенко ничего не случится в колонии»,— считает политолог.


Все статьи