Киев и НАТО зашли в тупик

no image

15 лет назад была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Однако Украина, провозгласив статус внеблоковости, свела на нет свои отношения с Альянсом

Сначала наша страна рвалась в Североатлантический альянс. Зачем? Как емко выразилась одна известная украинская журналистка: «НАТО — это клуб богатых стран». Украину, после развала СССР, интересовала материальная сторона вопроса и не смущал тот факт, что это бывшие враги в холодной войне.

В хартии, если смотреть с позиции сегодняшнего дня, примечательны два пункта. Первый — то, что НАТО приветствует избавление Украины от ядерного оружия и «дает гарантии безопасности от пяти ядерных государств — участниц договора». И «что это выдающееся решение Украины стало значительным взносом в дело укрепления безопасности и стабильности в Европе». Однако уже понятно, что никаких особых преференций Украина от этого не получила.

Второй пункт — приветствовалось «практическое сотрудничество в рамках Стабилизационных сил и других миротворческих операций на территории бывшей Югославии». Миротворческие операции, как известно, закончились бомбардировками Югославии США. Официальная Украина их не осудила, в отличие от собственного населения, поскольку недавно приветствовала «стабилизационные действия».

Если в 2002 г. второй президент Леонид Кучма еще заявлял о намерении страны вступить в НАТО, то четвертый, Виктор Янукович, объявив внеблоковый статус страны, свел эту тенденцию к нулю. Усилил ли он этим «российский вектор» — политики и эксперты расходятся во мнениях.

В Киеве и Брюсселе прошли официальные мероприятия, посвященные 15-летию подписания Хартии. В столице Украины на конференции «Партнерство Украина — НАТО: прошлое, современность и будущее» выступил заместитель министра иностранных дел Андрей Олефиров. Он подчеркивал «стабильность» отношений Украина — НАТО.

«Североатлантический альянс фактически является мощнейшим военно-политическим блоком в мире, и поэтому не сотрудничать с ним было бы как минимум недальновидно»,— сделал он бесспорный вывод. И добавил, что «эта стабильность свойственна не только в политическом диалоге, но и, что очень важно, в нашей практической взаимной работе». Он сказал, что в контексте практической взаимной работы следует отметить участие Украины в разных миссиях в Афганистане, Косово, Ираке.

Одновременно с конференцией в Брюсселе открылась фотовыставка, посвященная 15-летию подписания Хартии, где выступил глава миссии Украины при НАТО, посол Игорь Долгов. Вначале он упомянул сферы мирного сотрудничества с военным альянсом: «Охрана окружающей среды, разработка научных программ, общественная дипломатия». А затем посол отметил значение оборонной реформы. «Особо в поле зрения сотрудничества Украины и Альянса — проведение оборонной реформы и поддержка со стороны НАТО шагов украинского руководства в этой сфере»,— сказал дипломат.

Однако здесь кроется самая большая закавыка. Украина, объявив о своей внеблоковости, сразу сузила поле сотрудничества с НАТО. «На сегодняшний день для Украины программы НАТО нет,— заявил «i» член Постоянной делегации в Парламентской ассамблее НАТО, депутат-регионал Игорь Зварич.— Я не могу сказать, что у нас оборвались связи. Но, в любом случае, эти двери вроде бы прозрачны, но для Украины они на замке. Геополитика Украины поменялась. Сегодня идет перестройка стратегии. Даже у выступающих на сегодняшней конференции «Партнерство Украина — НАТО» не было четких ответов на многие вопросы. Была критика позиции внеблоковости. Но после провозглашения этого статуса важно не прекращать сотрудничество с НАТО. Да, оно стало более прагматичным. Зато Украина перестала быть разменной картой в возможной войне. Например, между НАТО и Россией. Я считаю, что это грамотное решение. Но не думаю, что все усиливает в Украине «российский вектор» потому, что внеблоковость не дает нам идти в систему коллективной безопасности России. А в отношениях с Альянсом нас больше интересует политическая составляющая, чем военная, поскольку курс на евроинтеграцию никто не отменял».

Но это, в принципе, может в любой момент произойти. «Для Украины сотрудничество в мирных программах с НАТО важно: это программы по спасению в чрезвычайных ситуациях, образовательные. Но у нас народ, в принципе, вообще не слишком осведомлен: что такое НАТО? Что касается статуса внеблоковости — это подарок нашего руководства России,— делится своим мнением с «i» председатель подкомитета по вопросам сотрудничества с НАТО, депутат от НУНС Ольга Герасимьюк.— Языковой закон, кстати, тоже. Украинское руководство само проводит такую линию. Прибавьте к этому ситуацию здесь с правами человека, о которых в Хартии тоже идет речь, и получается, что наши отношения с НАТО и с Европой постепенно затухают».

Эту тенденцию подтверждает «i» экс-замминистра иностранных дел Валерий Чалый: «Сейчас идет сворачивание отношений Украина — НАТО. Однако руководство страны должно было предложить другую эффективную модель безопасности. Но, задекларировав внеблоковый статус, Украина не предложила новую форму безопасности. Полная неясность в этом вопросе. От старой модели — коллективной безопасности — Украина отказалась, но никакую другую, свою, особую — не предложила. И в послании президента ВР, там, где речь идет о безопасности, этот вопрос тоже остается открытым. По сути Украина сейчас не защищена»,— считает эксперт-международник.


Все статьи