После двухдневного напряжения вокруг базы «Правого сектора» прозвучал выстрел. Это случилось на блокпосте в селе Новоселка Покровского района Днепропетровской области. Наш корреспондент стал свидетелем этого события.
Хотя в последние дни прозвучали успокаивающие заявления политиков, но подразделения Вооруженных сил Украины, окружившие во вторник базу в селе Великомихайловка Покровского района Днепропетровской области, продолжают оставаться на своих местах. Согласно данным аэромобильной разведки ДУКа вокруг его базы установлены одиннадцать блокпостов. В свою очередь, бойцы «Правого сектора» строят вокруг своей базы оборонные сооружения.
Около восьми часов вечера в четверг информационная служба Добровольческого украинского корпуса (ДУК) «Правый сектор» получила информацию, что у 95-й аэромобильной бригады вооруженных сил Украины, установившей блокпосты вокруг базы «Правого сектора», увеличилось количество военнослужащих. Сотрудники информационного отдела ДУКа решили выехать на место, чтобы проверить эту информацию. Наш корреспондент оказался в их машине.
Факты об увеличении количества военнослужащих не подтвердились. На обратной дороге около девяти часов вечера при пересечении блокпоста пассажиры машины услышали команду: «Проезжайте. Не стойте на блокпосте!».
Машина двинулась дальше на скорости, не превышающей скорость движения пешехода. В этот момент взлетела осветительная ракета и потом прозвучал выстрел. Один из бойцов навел автомат на машину «Правого сектора». Далее кто-то из военнослужащих скомандовал: «Отставить. Пусть едут». Этот эпизод зафиксировал на видеокамеру сотрудник информационной службы «Правого сектора».
Министерство обороны на своем сайте сообщило, что машина ДУКа двигалась на большой скорости и не выполнила команду остановиться. Дескать, поэтому был сделан предупредительный выстрел. Видео от «Правого сектора» свидетельствует о том, что информация Министерства обороны не соответствует действительности.
Руководитель информационной службы «Правого сектора» Алла Мегель потребовала вызвать командира подразделения. Комбат с псевдонимом Порох в беседе тет-а-тет объяснил Алле Мегель, что стрелял молодой боец, у которого нет еще опыта. Когда Алла Мегель озвучила эту информацию, то комбат не стал возражать.
Свидетелями сцены стали бойцы милицейского батальон «Кривбасс», чей блокпост стоит впритык с блокпостом вооруженных сил Украины. Сотрудники Покровского райотдела милиции получили заявление от Аллы Мегель и взяли объяснения у участников событий.
Напомним, что напряжение начало нарастать во вторник. Приблизительно в час дня стало известно, что 25-я и 95-а аэромобильные бригады неожиданно выставили блокпосты вокруг базы «Правого сектора». В ДУКе восприняли это как демонстрацию намерений разоружить это воинское подразделение.
Около семи часов вечера бойцы «Правого сектора» на полигоне взорвали тротил, а после полуночи там же на полигоне организовали стрельбу из автоматического оружия.
Инструктор по стрельбе ДУКа с псевдонимом Француз говорит, что это были плановые стрельбы. Однако, его ироничная интонация дает понять, что это была демонстрация силы в случае неожиданного нападения.
В тот же день глава Днепропетровской областной государственной администрации Валентин Резниченко заявил, что все вооруженные формирования должны войти в состав подразделений Нацгвардии, МВД или СБУ, а остальные — разоружены и привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Не возникало сомнения, что речь шла о «Правом секторе».
Такое заявление прозвучало особенно контрастно по сравнению с теплыми взаимоотношениями, наблюдавшимися у «Правого сектора» с командой не так давно отправленного в отставку с должности руководителя Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского.
На базе Пятого отдельного батальона «Правого сектора» состоялось совещание между командованием ДУКа и представителем Генерального штаба Сергеем Бессарабом, после чего лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что якобы получил заверения, что в течение трех дней блокада будет снята.
Сергей Бессараб не подтвердил эту информацию. Он просто заявил о своем позитивном отношении к ДУКу.
Президент Петр Порошенко, по словам пресс-секретаря «Правого сектора» Артема Скоропадского, пообещал Дмитрию Ярошу в течении трех дней разблокировать ДУК. На сайте президента появилась его заверение о том, что продолжается интеграция добровольческих подразделений в ряды силовых структур для того, чтобы существовало единое командование. По его словам, власть не позволит расшатать ситуацию вокруг этого конфликта.
Между тем, Дмитрий Ярош заявил о необходимости принять специальный закон о «Правом секторе». Суть этого закона он не уточнил. Сказал лишь, что удалось не допустить столкновения армейцев и добровольцев из «Правого сектора».
Бывший советник министра обороны Александр Данилюк заявил «і», что не могут существовать частные воинские подразделения, и «Правый сектор» будет подчинен Министерству обороны.
Политический аналитик Владимир Золотарев в беседе с «і» сказал, что власть боится самостоятельных граждан, потому и борется против добровольческих батальонов, которые, по его словам, сыграли едва ли не ключевую роль в отражении агрессии России.
Боец с псевдонимом Будяк рассказывает, что об окружении они узнали от своих сослуживцев. «Они возвращались из Покровского и увидели, что армейцы строят блокпост неподалеку от нашего контрольно-пропускного пункта, — рассказывает Будяк. — Мы сначала очень удивились. Потом командование сообщило нам, что таких блокпостов вокруг базы много. Мы стали смеяться. Неужели власть и правда считает, что можно запугать тех, кто прошел Аэропорт, Пески и другие страшные точки в этой войне?»
Будяк в «Правом секторе» — человек незаменимый. Ему нравится, когда его называют завлабом. У него есть специальное помещение, которое он сам называет лаборатория. Там установлено специальное оборудование для набивания патронов.
Будяк давно интересовался военной тематикой. Еще до оккупации Крыма, где он жил, он заказал себе в Соединенных Штатах небольшие станки для набивания патронов. После оккупации Крыма он выехал оттуда и увез с собой оборудование.
Инструктор из ДУК говорит, что благодаря Будяку им не приходится тратить сумасшедшие деньги на патроны. «Самые дорогие снайперские патроны стоят от 200 грн., — говорит Француз. — Их нужно при тренировке одного снайпера в день штук пятьдесят. Представляете, сколько нужно денег. Так вот, когда мы сами изготавливаем, то они обходятся нам в три-четыре раза дешевле».
Будяк говорит, что он пришел в «Правый сектор» именно потому, что увидел самостоятельность и независимость этого подразделения. С ним невозможны котлы вроде Иловайского — считает он. «Разоружить нас пытаются те, кто хочет все контролировать в стране», — говорит Будяк.
Под руководством Будяка в лаборатории трудится 33-летний москвич с псевдонимом Студент. Гражданин России приехал в Украину сразу после Майдана. Говорит, что у украинцев вышло то, что не вышло у россиян. Он решил воевать вместе с украинцами, потому как, по его мнению, лишь поражение в войне с Россией похоронит надежду на победу демократии и здравого смысла. И одним из элементов этой борьбы он считает наличие «Правого сектора». Уверен, что нельзя допустить его ликвидации.
Боец Студент учится на снайпера. Будет стрелять из патронов своего собственного изготовления.
Метрах в тридцати от контрольно-пропускного пункта бойцы «Правого сектора» орудуют лопатами, бензопилами, топорами и прочими инструментами. Одни из них копают окопы, другие складывают из бревен нечто вроде небольших крепостей.
Боец с псевдонимом Гарри — из Ивано-Франковска. Он азартно роет окоп. Говорит, что дома была распространителем одного из пивных брендов. Ушел воевать, потому что понял, что эта война надолго. Он должен приложить все усилия, чтобы ее остановить.
Попытки разоружить «Правый сектор» он считает крайне глупыми, поскольку бойцы ДУКа уже показали свою преданность родине. Попытки лишить такое подразделение самостоятельности только ослабит армию, убежден Гарри.
Уроженец города Марганца, а ныне киевлянин с псевдонимом Гайда в армии по тем же причинам, что и Гарри. Он работал поваром в японском ресторане в столице и придумал какое-то объяснение для собственника ресторана, чтобы сохранить за собой рабочее место. Однако в армии убедился, что это бесполезно, так как война эта — еще надолго. Он уверен, что разоружение «Правого сектора» сыграет на руку врагу. По его мнение, этого нельзя допустить.
За метров восемьсот от контрольно-пропускного пункта стоит первый блокпост, установленный 25-й аэромобильной бригадой. Бойцы отказываются называть свои имена. Однако сообщают, что их поставили сюда для охраны якобы расположенных в лесу ракет. Почему их поставили именно сегодня, а не раньше, боец предпочитает не размышлять. Начальству, по его словам, виднее.
Блокпост 95-й аэромобильной бригады, который находится под начало комбата Пороха, стоит там, потому как в районе проходят военные учения. Он отрицает, что его бойцы блокируют «Правый сектор». При этом предлагает посмотреть, куда нацелено оружие на его блокпосте. Это явно не «Правый сектор».
Руководитель информационной службы «Правого сектора» Алла Мегель убеждена, что решение окружить их базу — это проверка реакции общества на попытку уничтожить «Правый сектор». Она считает, что общество поддерживает добровольцев ДУКа и потому уничтожить его практически невозможно.
По ее словам, они не собираются расслабляться. «Бойцам было бы очень горько поворачивать оружие против побратимов, которых они знают по передовой, — говорит Алла Мегель. — До этого не должно дойти. Она предполагает, что в случае получении команды стрелять в «Правый сектор» бойцы ее выполнят. Они понимают, что враг у них Россия, а не «Правый сектор».
Тот самый блокпост, на котором произошла ночная стрельба
Боец «Правого сектора» с псевдонимом Студент, гражданин России, делает патроны для снайперской винтовки
Конфликт конфликтом, а обед по расписанию
Приятного аппетита и Слава Украине
Следы былых сражений