Януковичу и не снилось

22 марта 2016, 11:42
no image

Доклад первого заместителя министра экономики Юлии Ковалив раскрыл схемы, по которым в дальнейшем будет происходить узурпация потоков госпредприятий.

Последователь дела Кононенко
Попытки министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса противостоять влиянию «смотрящих» на политику Минэкономики, похоже, закончились провалом. Напомним, в феврале 2016 г. он заявил о решении подать в отставку из-за противодействия реформам и давления со стороны народного депутата из фракции «Блок Петра Порошенко» Игоря Кононенко. Последнего называют смотрящим от АП, который пытался диктовать свои условия в кадровых вопросах Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ). Из-за громкого скандала Национальное антикоррупционное бюро возбудило уголовное дело и начало проверку фактов, озвученных А. Абромавичусом. Сейчас стороны конфликта исправно ходят на допросы, а тема злоупотреблений в госкомпаниях, как и раньше, остается топовой на правительственных заседаниях.

Несмотря на то, что Кононенко ушел из руководства фракции, дело его по концентрации финансовых потоков в руках одной политической силы живет и даже набирает обороты. Помогает в этом его креатура – первый заместитель Юлия Ковалив.

Сокращение кормушек

«Требую, чтобы государственные компании перестали быть политическими кормилицами разного рода политиков и сил!» – заявил глава правительства Арсений Яценюк по итогам открытого заседания Кабинета министров, посвященного проверке крупнейших государственных предприятий Украины. Он подчеркнул, что политического или любого другого влияния на руководство госкомпаний не должно быть. Чтобы этого избежать, введена рыночная система оплаты труда для государственных компаний и открытые и прозрачные конкурсы на избрание их руководителей.

Докладывая на заседании правительства, первый заместитель министра экономического развития и торговли Юлия Ковалив проинформировала, что в Украине насчитывается более 3,5 тыс. госпредприятий, из которых действующих – только половина. На сегодня законом запрещена приватизация более 1700 предприятий, однако министерством уже поданы законопроекты, которыми предлагается исключить из перечня таких, которые не подлежат приватизации, порты и аграрные компании. Следующий разработанный законопроект, в случае принятия, сократит перечень «непродажных» компаний еще на 50%.

Заместитель министра похвалилась достижениями поступлений в госбюджет. Финансовые результаты топ-100 госпредприятий за 9 месяцев 2015 года увеличили свою выручку на 45% – до 187 млрд грн, а прибыль составила 2,2 млрд грн. Больше всего выручка выросла, по словам Ковалив, в ОПЗ (прибыль 205 млн грн), «Укринтерэнерго», «Укргаздобыча», Восточный горно-обогатительный комбинат. Почему не упоминались другие – например, предприятие «Борисполь», прибыль которого составила 859 млн грн, что составляет более четверти от всей названной суммы доходов, – непонятно. А точнее – станет ясно позже.

Наперсточники кадровых конкурсов

Своей ключевой реформой 2015 г. Минэкономики назвало назначение независимых руководителей госпредприятий. Ковалив пожаловалась, что выборы проходят долго и блокируются на уровне судов. Среди «несогласных» с правилами конкурса назывались «Укрпочта», «Центрэнерго», аэропорт «Борисполь» и др. Напомним, согласно процедуре, претендентов сначала выбирали в профильном министерстве, а затем – номинационной комиссией при Минэкономики. Только почему-то госпожа Ковалив не уточнила, что прописанный МЭРТ механизм выборов сопровождался громкими скандалами и был признан одним из самых коррумпированных, ведь давал возможность протягивать нужные кандидатуры еще на этапе отбора в профильном министерстве.

Как показала жизнь, во время кадровых конкурсов качества кандидатов и показатели их деятельности не имели никакого значения. Те же упомянутые высокие прибыли «Борисполя» и повышенные почти на 50% зарплаты работникам предприятия (средняя – 9 тыс. грн) не стали дополнительными факторами в кадровом отборе. Действующего директора, который отвечал всем критериям, даже не допустили ко второму этапу конкурса, пролоббировав еще на этапе отбора в Мининфраструктуры нужную Кононенко кандидатуру Юрия Солончука. Собственно, поэтому и не пристало Юлии Ковалив на совещании восхвалять эффективный менеджмент «Борисполя», когда на конкурсе протянули нужную кандидатуру.

После громких скандалов в середине декабря 2015 г. руководство правительства, осознав возможную ответственность за махинации с конкурсами, внесло изменения в постановление №777 и забрало у профильного министерства право отбирать претендентов. Тем не менее на сегодняшний день по старым правилам со скандалами назначены 6 руководителей госпредприятий, еще 2 кандидатуры – на утверждении правительства.

Наблюдательный совет – официальный смотрящий?

Внесение изменений в постановление, регламентирующее назначение на госпредприятия независимых руководителей, возможно, и улучшило бы ситуацию, если бы не другая инициатива МЭРТ. За кулисами красивых словосочетаний о борьбе с коррупцией министерство пытается фактически узаконить систему смотрящих.

Речь идет о законопроекте №3062, который предусматривает создание на государственных предприятиях наблюдательных советов.

“Наблюдательный совет государственного унитарного предприятия является органом, осуществляющим защиту прав государства, и в пределах компетенции, определенной уставом и законом, контролирует и регулирует деятельность руководителя предприятия”, – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Однако если наблюдательные советы в акционерных обществах вполне логичны и работают в законодательном поле, то наблюдательные советы на госпредприятиях нивелируют идею назначения независимых руководителей, избранных на открытых конкурсах. Кроме того, в выводах научно-экспертного управления по проекту закона 3062 отмечается: «в проекте целесообразно определить случаи, когда создание наблюдательного совета на государственном унитарном предприятии действительно необходимо, поскольку он как промежуточное звено между уполномоченным органом управления и руководителем предприятия может оказаться лишним и только мешать в работе».

Эксперты отмечают: какой смысл в открытом конкурсе, если управлять будет наблюдательный совет Минэкономики? В конечном итоге получим ручное управление министерством, которое сконцентрирует у себя всю власть над госпредприятиями, а наблюдательный совет превратится в официального смотрящего.

Опосредованная концентрация финансовых потоков госпредприятий в руках МРЭТ будет означать, что министр экономики фактически будет иметь больше полномочий и власти, чем премьер. Вряд ли Ковалив понимает эти закулисные манипуляции, ее используют как инструмент для реализации этих планов. Кононенко и его коллеги из Администрации президента настойчиво концентрируют власть, красиво заворачивая ее в законодательную обертку борьбы с коррупцией. Наверное, надеются быть у власти вечно. Главное, не забывать одну известную пословицу: хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

Все статьи