Впервые за долгое время мировая общественность столкнулась с целым рядом вызовов, что требуют незамедлительных решений и эффективных мер.
Международные конфликты, терроризм, геополитический и экономический кризисы, глобальная безработица — с этими вводными мировое сообщество шагнуло в новый год. Поиск решений тоже ведется «всем миром» на участившихся в последнее время международных форумах, саммитах и встречах. Увы, большая часть из них завершается ничем, как недавние трехсторонние переговоры в Минске, но настойчивые попытки дипломатов и политиков найти решения должны рано или поздно прийти к результатам, что наглядно показал недавно завершившийся Всемирный экономический форум в Давосе.
Актуальность международного сотрудничества наглядно подтверждает рекордная «посещаемость» главных ивентов мира. Полторы тысячи бизнесменов, более 40 глав государств и правительств, свыше 300 министров, 20 председателей центробанков, нобелевские лауреаты, артисты, общественные и культурные деятели. На протяжении четырех дней небольшой швейцарский город с населением чуть больше 11 тыс. человек был в центре внимания мировой общественности и СМИ. На высоте 1560 м над уровнем моря на высшем уровне решались вопросы взаимодействия между крупными корпорациями и целыми странами, определялись тенденции в экономике и международной политике на 2015 г.
Одной из главных тем Всемирного экономического форума в Давосе стало обсуждение цен на нефть, обвальное падение которых сказалось на экономике многих стран и стало причиной сворачивания ряда проектов, связанных с добычей и переработкой нефтепродуктов. Так, французская нефтегазовая компания Total, занимающая четвертое место в мире по объему добычи, заявила о том, что прекращает инвестировать в месторождения в США.
Зато BP, вторая по величине нефтегазовая компания в мире, не планирует продавать акции «Роснефти», о чем сказал генеральный директор BP Роберт Дадли. Он отметил, что несмотря на строгое соблюдение режима санкций, некоторые проекты остались в силе, а сам он по- прежнему входит в состав совета директоров российской компании. При этом, расширять инвестиции в другие российские нефтегазовые компании и проекты BP не намерены. По мнению Дадли, в ближайшие пару лет цены на нефть будут колебаться в пределах $50-60 за баррель
Аналогичный прогноз дает и первый вице-премьер России Игорь Шувалов, который отметил, что такая стоимость не особо критична для крупных российских компаний, но существенно влияет на экономику страны и бьет по бюджету. Шувалов признает, что в свое время высокие цены на нефть оказали негативное влияние на социальный климат в России, тарифы по $100 за баррель поспособствовали увеличению государственных расходов и расслабили народ, что снизило эффективность труда. А при том, что Саудовская Аравия и страны Персидского Залива не планируют сокращать добычу нефти, рассчитывать на то, что снижение количества сырья могло бы стимулировать рост мировых цен, не приходится.
Еще более пессимистическую картину на нефтяном рынке представил коллега Шувалова, вице-премьер России Аркадий Дворкович, по мнению которого в течение 2015 г. возможно падение цен до уровня $25-30 за баррель. Впрочем, по мнению эксперта, это снижение если и будет, то краткосрочным, и к окончанию года средняя цена может быть выше текущих котировок. При этом, по словам Дворковича, даже при такой динамике ценообразования на рынке нефти, которое непосредственно сказывается на курсе рубля, бюджет России будет сокращен всего на 10-15%, а регулировать экономическую ситуацию будут путем перераспределения расходов и использования резервов, в первую очередь для стабилизации финансово-бюджетной системы.
Наиболее перспективным партнером в нефтегазовой сфере для России выглядит Китай в силу своей стабильности и предсказуемости. Игорь Шувалов сказал, что правительство РФ рассматривает вариант, при котором рост российской экономики будет нулевым, доходы от экспорта нефти сократятся вдвое, поэтому одна из наиболее актуальных задач внешней политики –—поиск новых рынков сбыта. При этом, рассуждая о внешней политике, говоря о геополитической ситуации, Шувалов сделал неожиданное заявление, сказав, что украино-российский конфликт не является основной геополитической угрозой, а реальную опасность для мировой геополитики представляет терроризм. Впрочем, эта тактика наверняка была выбрана неслучайно, с целью отвлечь внимание от острой темы военного конфликта, воспользовавшись актуализацией проблемы терроризма на фоне событий во Франции. В этом контексте месседж представителя России прозвучал созвучно с выступлением президента Франции, который, что вполне естественно, уделил основное внимание вопросам борьбы с терроризмом в Европе и мире.
Украинское правительство также активизировало восточное направление во внешней политике. В Давосе президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Китая Ли Кецян договорились об усилении торговых контактов на высшем уровне. Один из первых эффективных шагов — начало реализации своп-линии (взаимообмен валютами при совершении торговых операций) на сумму 15 млрд. юаней, что эквивалентно $2,4 млрд. (к слову, таким был объем экспорта в Китай за 2014 г.). Введение своп-линии будет способствовать стабилизации национальной валюты. По словам главы Нацбанка Украины Валерии Гонтаревой, это смягчит риски, связанные с обменным курсом и уменьшит давление на гривну.
Общий прогноз на 2015 г. выглядит неутешительно — так, в Европе и Японии экономический рост составит лишь 1%, а экономики стран БРИКС, которые на протяжении последних лет демонстрировали хорошую динамику развития, существенно сбавляют обороты. На этом фоне обострилась мировая проблема рынка труда: согласно данным, озвученным на форуме, ежегодно армия трудоспособного населения планеты пополняется на 42 млн человек на фоне механизации производства и снижения спроса на низкоквалифицированный труд. При том, что оплата работы представителей среднего класса уменьшилась, зарплаты специалистов, занимающих руководящие посты, растут. По мнению аналитиков международной организации Oxfam, на протяжение последних лет в мире все больше увеличивается дисбаланс благосостояния, и эта тенденция сохранится. Так, по их прогнозам, в будущем году на долю самых богатых людей мира, которые составляют 1%, придется 50% совокупного достояния всех жителей планеты, и единственный способ изменить положение вещей — радикальная реформа глобальной системы налогообложения.
Несмотря на все очевидные сложности, с которыми предстоит столкнуться всему мировому сообществу, 2015-й может стать годом возможностей для открытия новых рынков, переустройства государственных систем и для формирования новой парадигмы международных взаимоотношений и взаимодействий в геополитическом, экономическом и гуманитарном аспектах.