Впервые за время украинско-российского конфликта в Европарламенте состоялись слушания, посвященные проблемам нарушения прав человека на оккупированных территориях и в аннексированном Крыму. Они дали ответ, почему Украине дают мало финансовой помощи, на какие страны РФ больше всего влияет информационно и какие ошибки на Востоке совершают украинские власти.
Слушанья проводились в подкомитете по правам человека. Украинскую делегацию представляли уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская, председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, директор Адвокационного центра украинского Хельсинкского союза по правам человека Борис Захаров и адвокат Регионального центра прав человека, обеспечивающего помощь переселенцам из Крыма Роман Мартыновский.
В ходе заседания украинские спикеры описали ситуацию на Донбассе и в Крыму, обсудили с европейскими парламентариями наиболее острые вопросы, для решения которых необходимо незамедлительное вмешательство международного сообщества. Ведь, по их мнению, «украинский кризис» является глобальным, а не внутренним конфликтом Украины.
«В это сложное для нас время украинское общество ждет помощи от Европы. И если уж в военном отношении Украина в одиночку должна отстаивать европейские ценности и честь Европы, то в проведении реформ и решении проблем миллионов украинцев, пострадавших от агрессии России, мы хотели бы рассчитывать на серьезную поддержку», — сказал во время своего выступления Бориса Захаров.
Также он критически высказался о правовой политике государства: «Законы о превентивном задержании и особом режиме расследования в зоне АТО нарушают Конституцию и международные стандарты защиты прав человека. Закон «Об очищении власти» касается слишком широкого круга лиц (около миллиона человек), это абсолютно не соответствует стандартам прав человека, нарушая принцип презумпции невиновности и право на privacy. Эти законы явно вредят национальным интересам Украины».
Делясь впечатлениями о слушаньях, Борис Захаров сказал о том, что в Европе нет понимания того, насколько Украина нуждается в помощи и реальных шагах, а не пассивном наблюдении и «выражении глубокой обеспокоенности».
«Для меня стало очевидно, что наши реальные друзья в Европе – это Польша, Литва, Латвия, Эстония и Великобритания. Именно представители этих стран признают агрессию России и готовы помогать Украине в вопросах защиты территориальной целостности, прекращении боевых действий на Востоке и возвращения аннексированного Крыма. В других Европейских странах у нас тоже много друзей, но много и политиков, прислушивающихся к российской пропаганде», — рассказал он «i».
При этом Захаров отметил, что в режиме информационной войны российская пропаганда оказывает наибольшее влияние на мнение политиков Центральной и Южной Европы, в частности Германии, Италии, Испании и Греции: «Российская пропаганда сильно влияет на страны, в которых помнят о преступлениях фашизма, а мы все видим, что именно на фашистской теме спекулируют руководимые Кремлем российские СМИ. Они распространяют дезинформацию об антисемитских и расистских настроениях в обществе, говорят о том, что нашей страной управляют нацисты».
Эта тема породила активную дискуссию с парламентариями стран данного региона, в частности с представительницей Италии Барбарой Спинелли, которая была в числе евро-парламентариев, проголосовавших против ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной в сентябре. Ее отношение к ситуации отчасти понятно — ее отец был коммунистом. Он участвовал в антифашистском движении в Италии, и во времена Муссолини провел четыре года в тюрьме и в ссылке, где написал «Манифест убитого», после чего стал одним из пионеров европейского федерализма. Левые политики в странах, пострадавших от фашизма, традиционно прислушивались к мнению России — наследницы Советского Союза.
«Кроме того, в Европе очень сильно влияние правых радикальных сил, они спонсируются Россией и являются инструментом российской политики и пропаганды», — говорит Захаров. Напомним, что в сентябре представители итальянских крайних правых пришли на заседание Европарламента в футболках со слоганом «Нет санкциям против России».
Украинская делегация обратила внимание представителей Европы на катастрофическую ситуацию в области прав человека на оккупированных территориях. В частности, Борис Захаров сказал: «Право на жизнь в Донецкой и Луганской областях стало призрачным. Боевики расстреливают людей без суда и следствия. Иногда устраивают так называемый «народный суд» без права на защиту, на котором замученную жертву представляют преступником, а люди голосуют за смертную казнь поднятием рук. Мирное население гибнет под артиллерийскими обстрелами. Террористы, прикрываясь мирными жителями, ведут обстрел украинских позиций из дворов жилых домов. Кроме того, установлены факты артобстрела жилых кварталов террористами, под видом украинских военных».
Много споров в Европарламенте вызвал указ президента, который фактически устанавливает экономическую блокаду подконтрольных террористам территорий. «Указ вызван невозможностью осуществлять экономическую деятельность в этих районах. Туда просто невозможно доставить наличные — на инкассаторские машины сразу же нападают и грабят, — объяснил Захаров драконовские меры в отношении Востока, — А ответственность за гуманитарную катастрофу на Донбассе лежит на Российской Федерации».
В то же время, по его мнению, если Украина не в состоянии обеспечить права человека и выполнять свои финансовые обязательства перед гражданами на оккупированных территориях, главной ее задачей является полное и безотлагательное обеспечение всем необходимым переселенцев, а также эффективный план эвакуации людей с оккупированных территорий. А в отношении Крыма необходимо пересмотреть правовую политику и отменить дискриминационные положения в Законе «О создании свободной экономической зоны “Крым”», а также в постановлении Национального банка №699, объявившем жителей Крыма нерезидентами.
По мнению эксперта, ключевым вопросом получения серьезной финансовой помощи со стороны Европы и США для решения гуманитарных вопросов, является имплементация закона о внутренне перемещенных лицах, безотлагательная разработка целевых программ и отмена налогов на международную целевую помощь. Кроме того, непрозрачность схем и невозможность контролировать использование средств на фоне коррупции является препятствием для предоставления международной финансовой помощи.
«Украина могла бы уже получить финансовую помощь в объеме не менее €9 млрд, если бы государство еще весной оперативно решило вопрос с принятием соответствующих законов, а также если бы в стране реально осуществлялся контроль со стороны гражданского общества над действиями власти», — говорит Борис Захаров.
Крымские татары просят Запад о помощи
Рефат Чубаров в своей речи призвал евро-парламентариев посещать Крым и не признавать аннексию полуострова, а также поспособствовать решению вопроса прав человека в этом регионе. Он поднял вопрос создания специальной международной миссии ООН, однако в процессе обсуждения этого проекта выяснилось, что его реализации мешает требование России официально признать Крым частью РФ. Поэтому перспективы активного участия Европарламента в решении крымских проблем пока что мало реальны.
Адвокат Роман Мартыновский также говорил о крымском вопросе, в частности о том, что на полуострове закрываются учебные заведения с обучением на крымско-татарском языке, что является грубым нарушением прав национальных меньшинств. Закрываются и украинские школы, а в Таврическом национальном университете в Симферополе ликвидировали факультет украинской филологии. Надо отметить, что на фоне постоянно поднимаемой российской стороной темы с якобы ущемленными правами русскоязычного населения в Украине, действия властей РФ в Крыму выглядят как минимум одиозно.
В продолжение языкового вопроса омбудсмен Валерия Литковская сказала, что в Крыму практически нет украинско-язычных печатных СМИ, а на ТВ осталась единственная передача на украинском языке. Также отмечены случаи блокировки украинско-язычных интернет ресурсов.
Кроме того, омбудсмен сообщила о действиях РФ по поддержке практики усыновления гражданами РФ детей, которые остались в детских учреждениях на неподконтрольных Украине территориях. В частности, она рассказала о случаях, когда на территорию РФ вывозили детей из Донецкой и Луганской областей, однако после переговоров, их вернули обратно, на территорию Украины, после чего Киев подал жалобу на действия России в Европейский суд по правам человека.
Этим фактам сложно дать однозначную оценку. С одной стороны, то, что у детей была возможность покинуть территорию, на которой ведутся военные действия, воспринимается положительно, особенно в условиях экономической блокады этих регионов со стороны украинского правительства. С другой — это попытка Украины отстоять своих граждан, сохранив подрастающее поколение в стране.
Что дальше?
Несмотря на то, что ожидать в скором времени активных действий со стороны ЕС не стоит, сам факт организации Европарламентом слушаний по правам человека на оккупированных территориях Украины, которое состоялось впервые со времени украинско-российского кризиса, демонстрирует позитивную динамику развития отношений с Европой. Также это выявило наиболее острые вопросы, в числе которых – проблемы с информацией о ситуации в Украине и в зонах конфликта, неоднородность мнений в самой Европе и грубые ошибки в действиях украинских властей.
«После участия в слушаниях Европарламента я убедился в том, что для победы в информационной войне, а также для более активного участия Европы в решении украинского кризиса, нужно ездить, встречаться с людьми, способными влиять на принятие решений и общественное мнение, и рассказывать им правду о том, что творится в стране и о том, какую угрозу представляет Россия для безопасности Европы и всего мира», — подытожил Борис Захаров.
«Представителям общественности проще, чем политикам, освещать острые темы, задавать европарламентариям неудобные вопросы и давать прямые ответы. Так как я не отношусь к представителям власти, это дает мне свободу говорить то, что я думаю прямо, не путаясь в дипломатических терминах и расплывчатых формулировках», — говорит он.