Верховная Рада, скорее всего, не успеет принять полный перечень законопроектов, необходимых для либерализации визового режима с Евросоюзом (ЕС). Срок, который нам был отведен европейцами для выполнения домашнего задания, истекает в ближайший вторник. Вряд ли к этому времени Украине удастся закрыть все пробелы. По крайней мере, пока парламентарии не продемонстрировали такую политическую волю.
В свое время Украина стала первой страной, которая получила План действий по либерализации визового режима (ПДЛВ) с ЕС. Датированный 2010 г., этот документ содержит требования в 15 сферах — от борьбы с коррупцией до прав меньшинств, выполнение которых избавило бы украинцев от необходимости оформлять шенгенскую визу для краткосрочных поездок в ЕС — не более чем на 90 дней на протяжении полугода.
Однако выполнение только одной лишь законодательной фазы, которая заключалась в принятии законов по борьбе с организованной преступностью и сотрудничеству между правоохранительными органами, защите персональных данных, предотвращении дискриминации, свободе передвижения, ушло целых четыре года. Вторая, имплементационная, продолжается до сих пор.
В итоге Украина стала аутсайдером среди стран Восточной Европы в этом процессе: граждане Молдовы, получившей ПДЛВ в 2011‑м, уже больше года наслаждаются безвизовыми поездками в ЕС. Грузия, которая получила свой план в 2013‑м, в сентябре этого года уже заявила, что полностью выполнила требования и теперь ожидает от ЕС положительного решения в декабре.
Тем временем, вчера Верховная Рада так и не смогла проголосовать за необходимый пакет законов для либерализации визового режима с ЕС. Несмотря на призывы президента Петра Порошенко к депутатам с ответственностью отнестись к рассмотрению необходимых документов, а также его заверений, что президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил перспективу безвизового режима для Украины, озвученных в телевизионном обращении накануне дня голосования, большинства голосов так и не удалось собрать.
Отметим, что в момент голосования в зале отсутствовали многие «евроинтеграционные» депутаты, такие как Сергей Лещенко, Светлана Залищук, Мустафа Найем, Егор Соболев и другие. Поименный список депутатов можно посмотреть на сайте Рады.
Законопроекты, которые Верховная Рада должна была рассмотреть на этой неделе, условно можно разделить на три группы: те, которые уже приняты в первом чтении, те, которые включены в повестку дня и те, что еще не включены. Но и время их рассмотрения украинская сторона уже просрочила. По требованию европейской стороны закрыть вопросы по этим законам официальный Киев должен был еще 8 октября, а полностью проголосовать до 9 ноября. И хотя до вторника время успеть «в последний вагон поезда» еще есть, очевидно, что все вопросы закрыть столь короткий строк вряд ли удастся.
Особое сопротивление среди парламентариев встретил вопрос борьбы с коррупцией. А если точнее — законопроекты, позволяющие накладывать арест на имущество вторых и третьих лиц в рамках уголовного расследования при наличии достаточных оснований. Учитывая, что практика оформления имущества на родственников достаточно распространенная, неудивительно, что эти законы не вызвали большого энтузиазма у народных избранников.
Отметим, что законопроекты №2541а (специальная конфискация имущества), №2540а (урегулирование вопросов ареста имущества) и №3040 (создание Национального агентства для управления арестованным имуществом) были приняты в первом чтении 8 октября. Правки к ним принимались только до 22 октября, однако так и не были поданы, а обсуждения состоялись только 3-4 ноября. «Многие депутаты не хотели за него голосовать. Наверное, примерили на себя и испугались за свои активы», — сказала исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дария Каленюк.
Камнем преткновения также стала личность главы Генпрокуратуры Виктора Шокина, который до последнего тянул с назначением конкурса на главу антикоррупционной прокуратуры, а затем от себя назначил в специальную комиссию по отбору четырех протеже с сомнительной репутацией. Отметим, что отставки генпрокурора требуют не только наши европейские партнеры, но и многие провластные депутаты. Однако тот, похоже, не спешит покидать место и спокойно ушел в отпуск после попытки покушения на его жизнь. ЕС уже утратил доверие к процессу создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры и пока воздерживается от ее финансирования.
По мнению политическиого эксперта Дмитрия Кондратенко, именно сейчас у президента Петра Порошенко есть возможность показать, что ему дороже: безвизовый режим или Шокин. Эксперт не отрицает, что на данном этапе последний очень важен для главы государства и по возможности его будут держать до последнего. Отставка генпрокурора зависит от позиции партнеров «БПП» в коалиции – «Народного фронта».
«Если он действительно поставит этот вопрос, то они разменяют отставку Шокина и некоторых министров на ослабление позиций Яценюка. С другой стороны, Яценюк хочет сохранить Авакова на должности министра и, возможно, в связи с этим еще останется определенный боевой компромисс: Аваков и Шокин остаются на своих местах», — предполагает политолог.
Еще одним слабым звеном стали законы о снятии неприкосновенности с судей и народных депутатов, что является предметом дискуссий уже не первый год. Также депутаты провалили необходимую поправку в Трудовой кодекс, которую требовал от Украины ЕС. В частности, речь о запрете трудовой дискриминации. Проект Трудового кодекса, который рассматривался Радой, не включал необходимой нормы о трудовой дискриминации по различным признакам, в том числе по признаку сексуальной ориентации, что для ЕС является принципиальным. Из-за этого председатель Верховной Рады Владимир Гройсман предложил депутатам подтвердить «возможность рассмотрения такой поправки» при подготовке Трудового кодекса ко второму чтению.
По словам главы фракции «Самопомич» Олега Березюка, никакие принятые законы не предоставят пока Украине возможность получить безвизовый режим с ЕС «Мы снова обманывает людей о безвизовом режиме. У нас не будет безвизового режима, какие бы законы мы не принимали, если в стране будет процветать коррупция. Это прямая речь от действующих людей Европы», — заявил он во время Согласительного совета.
В свою очередь, замминистра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Лана Зеркаль считает, что, не голосуя за «безвизовые» законы, украинские депутаты заваливают не только безвизовый режим, но и получение макрофинансовой помощи от ЕС и МВФ. «Макрофинансовая помощь предоставляется Украине на основании программ. И есть определенные требования. В случае невыполнения этих требований следующий транш не дается. И вот большинство вопросов, которые сейчас активно дискутируются в парламенте — это те же требования, выполнение которых необходимо для получения макрофинансовой помощи от ЕС, а также от Международного валютного фонда. Поэтому наши депутаты заваливают не только безвизовый режим, но и получение следующих траншей», — сказала она.
Как отметила Зеркаль, большинство депутатов, которые присутствовали на заседании комитета, даже не читали текстов законопроектов. «Депутатов, которые прочитали тексты законопроектов на комитете, не было и одной десятой. Все остальные занимались криками. А мы занимались тем, что рассказывали депутатам, что тот или иной вопрос урегулирован в другой статье. Приходилось показывать им в тексте, чтобы они прочитали, где об этом идет речь. А это уже второе чтение», — подчеркнула она.
Впрочем, некоторые подвижки на пути к либерализации визового режима украинским парламентариям все же удалось сделать. В частности, Рада приняла в первом чтении правительственный законопроект №3159, связанный с противодействием нелегальной миграции. Согласно документу, в Кодексе об административных правонарушениях устанавливается, что в случае нарушения иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины, если личность нарушителя не может быть установлена на месте, работники центрального органа исполнительной власти могут задержать его, а после соответствующей процедуры выдворить. Кроме того, были проголосованы изменения в Гражданский кодекс, согласно которым суды должны принимать решение о рождении или смерти лиц на оккупированной территории в течение 24 часов.
Еще один закон касается внешней трудовой миграции, его приняли во втором чтении и в целом. Согласно закону, трудовые мигранты и члены их семей в период трудовой деятельности за рубежом имеют право принимать участие в общеобязательном государственном социальном страховании в соответствии с законодательством Украины.
Однако эксперты сомневаются, что при нынешнем темпе принятия законопроектов Украина успеет закрыть все вопросы в ноябре. «Я допускаю, что Еврокомиссия может захотеть поддержать нас чисто политически. И перенести отчет с декабря на начало следующего года, чтобы у Украины было больше времени. Тогда визовый режим отменят во второй половине 2016‑го. Но это очень оптимистический сценарий», — говорит директор Института Евроантлантического сотрудничества Александр Сушко.
По его словам, опасность для Украины состоит в том, что в целом окно возможностей закрывается. Дескать, после Евромайдана, у ЕС есть политическая воля предоставить Украине безвизовый режим, несмотря на войну на Донбассе и экономический кризис. Но атмосфера в ЕС может измениться. Ярким примером тому служит нежелание отдельных стран Евросоюза ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной. «Пока воля ЕС не изменилась — там готовы отменить визы для нас. Но это не значит, что ситуация не изменится через год. Повлиять может и миграционный кризис, и евроскептицизм отдельных стран», — резюмирует эксперт.
Европейские же аналитики утверждают, что ни крымская проблема, ни ситуация на Донбассе, ни даже миграционная проблема в странах ЕС не мешают Украине получить безвизовый режим. Решительные действия должна проявить только украинская власть. «Мы не можем утверждать, что в рамках визовой либерализации миллионы украинцев бросятся пересекать границу с ЕС. Это ложная точка зрения. Никогда раньше в подобных случаях такого не происходило. Поэтому не будем руководствоваться предположениями. Но, говоря о перспективе в работе украинской власти, мы должны сказать, что ваши высокопоставленные чиновники не ловят звезд с неба в проведении необходимых реформ», — сказала аналитик Центра европейской политики Аманда Пол (Брюссель).
Отметим, что практика ЕС предполагает возможность отмены визового режима для государств, имеющих временно оккупированные территории или находящихся в состоянии войны. Об этом в частности ранее говорил руководитель политического отдела Представительства ЕС в Украине Ханнес Шрайбер. Он привел в пример Кипр, где часть территории не контролируется центральной властью, что не мешает всем киприотам свободно путешествовать по Европе.
Так или иначе, ближайшая неделя станет решающей для Украины. Уже в следующий вторник руководство страны будет отчитываться перед европейскими партнерами о последних шагах на пути к свободным путешествиям Европой. Судьба же перспективы безвизового режима станет известна чуть больше чем через месяц. Отчет относительно того, как наша страна выполняет свою часть договоренностей, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обнародует уже 15 декабря.