Народный депутат Егор Соболев («Самопомич») рассказал «і», когда в Украине снизится уровень коррупции и готов ли он возглавить Антикоррупционное бюро.
Как Вы считаете, когда состоится первое заседание новой Верховной Рады?
Все зависит от того, как быстро депутаты напишут заявления и будут приняты на работу в парламент. Мы за то, чтобы это произошло, как можно быстрее. Если бы это произошло 21 ноября в день начала Евромайдана — это было бы очень символично. Наша фракция уже начала работать. Мы уже готовим проекты решений, в частности, договариваемся с другими политическими силами о том, чтобы новая коалиция формировалась вокруг решений.
Назовите три самых важных закона, которые должна принять новая ВР за первую сессионную неделю?
Я считаю, что сначала парламент должен сделать вещи, которые он никогда не делает в конце. Во-первых, он должен отказаться от позорных выборов депутатов в округах, по которым в Раду пролезли тушки, люди, которые голосовали за диктатуру, обломки предыдущего режима. Нужно будет быстро принять закон о переходе к выборам от партий с возможностью проголосовать за определенного кандидата, но одновременно за определенную политическую силу.
Во-вторых, будет голосование за закон об отмене депутатской неприкосновенности. Это, конечно, длинная процедура, но начать ее нужно как можно быстрее. Чем быстрее парламентарии станут в одинаковых с другими людьми условиях перед коррумпированным судом и прокуратурой, тем быстрее будет желание создать в Украине правосудие. Этого очень хотят граждане, теперь нужно, чтобы так же этого захотели и депутаты.
В-третьих, нужно принять закон о бюджете на следующий год. Мы уже говорили с нашими партнерами по формированию коалиции в парламенте, что нужно предусмотреть большие расходы на оборону. Мы ведем войну и защищаем нашу независимость. Защита государства — это основная задача для страны. Плюс децентрализация, сохранение налогов там, где они зарабатываются, возврат денег людям, а не перераспределение всего через правительство. Эти две идеи, которые должны быть заложены в этом бюджете.
Верховная Рада проголосовала во втором чтении за антикоррупционный пакет законов. Как быстро Вы ожидаете увидеть результаты?
Законы — лишь инструменты. Нужно, чтобы кто-то с этими инструментами хотел работать. С нынешними судьями, прокуратурой, многими высокопоставленными лицами этого не будет. Очень важно провести очищение власти и воплотить в жизнь соответствующий закон, который мы «вырвали» еще у предыдущего парламента.
Внесенные правки улучшили президентский законопроект об Антикоррупционном бюро? (Например, ликвидирована норма о зарплате сотрудников Бюро на уровне от 18 тыс. грн.; ликвидирована норма о проверке сотрудников на полиграфе; изменен механизм увольнения директора Бюро)
Я думаю, что это ослабило идею закона. В частности, там был и запрет набирать уже работающих представителей правоохранительных органов в новое бюро. Я считаю, что это ошибка.
Принятие в Украине антикоррупционного законодательства, а также закона о люстрации, повысит интерес западных финансовых доноров к сотрудничеству с Украиной?
Я думаю, что да. Люди, которые хотят помогать Украине, понимают, что борьба с коррупцией и создание новой эффективной государственной системы займет длительное время.
Готовы ли Вы возглавить Антикоррупционное бюро?
Я пришел в парламент как депутат. А вот когда будет такое предложение, тогда и пообщаемся на эту тему. Сейчас прокомментировать не могу.