Вчера киевская власть предприняла попытку убрать Майдан руками вооруженной милиции и коммунальщиков. Задачу удалось решить лишь частично. Обитатели майдановских палаток, защищая свои обители подожгли шины. Огонь перекинулся на палатки. Часть палаток сгорела, но многие майдановцам удалось отстоять.
Раньше и.о. президента Александр Турчинов заявлял, что Майдан выполнил свою функцию и должен быть распущен. Городской голова столицы Виталий Кличко заявлял, что на Майдан привозят людей с целью дестабилизировать ситуацию. Он также обещал разобрать Майдан. Этого от него требовал и генеральный прокурор Виталий Ярема.
В последнее время в СМИ сообщали, что качественный состав Майдана изменился, и там появилось множество аморальных личностей. Они якобы злоупотребляют алкоголем, устраивают конфликты и даже занимаются рейдерством. Майдановцы отвечали, что некие силы клевещут на Майдан с целью его дискредитировать.
Около девяти часов утра на Крещатике к Майдану со стороны Бессарабского рынка и со стороны Европейской площади подошли вооруженные автоматами милиционеры из подразделения особого назначения «Киев-1» и люди в форме коммунальщиков. Последние стали снимать палатки, в которых жили майдановцы.
В ответ обитатели Майдана подожгли лежащие на баррикадах шины. В районе, собственно, Майдана Независимости дым поднимался выше окружающих его домов. Но от шин огонь перебросился на палатки. Большинство из них со стороны здания городского совета сгорели.
Инициаторы разгона Майдана попробовали задействовать технику, но майдановцы одной машине повредили панель управления и спустили шину, а другую захватили и с песнями разъезжали по Крещатику. Появились пожарники, начавшие тушить огонь. Через некоторое время милиция ушла.
На Крещатике появился директор Департамента реагирования на чрезвычайные ситуации Григорий Марченко. Он рассказал, что телефоны пожарной службы буквально раскалились от вызовов. По его словам, большинство звонков было из ближайших от Майдана офисов. Некоторые люди сообщали, рассказывал чиновник, что у них от жары лопнули оконные стекла.
Вокруг пепелища немедленно начались дискуссии граждан о правомерности разгона Майдана. Спорили очень горячо, не отказывая себе в нецензурной лексике. Одни утверждали, что на Майдане остались сплошные бомжи, которым тут нечего делать. «Лучше бы ехали на Восток воевать», – эта фраза была очень популярной.
Другие утверждали, что власть, которую привел на вершину Майдан, не выполнила его требований, потому ему расходится рано. Кроме того, все не могут идти на фронт, кому-то нужно и в тылу работать.
Майдановец в камуфляже, который назвал себя Казаком Часныком, и который приехал из Запорожской области, сказал, что власти не любят Майдан, потому что он является средством контроля за распилом бюджетных денег. «Мы ходим по судам с требованием справедливых решений, – говорил Часнык, – пикетируем правительственные учреждения».
По его словам, Майдан выполняет мобилизационную роль для набора людей в добровольческие батальоны на войну: «Если наши хлопцы на фронте узнают, что Майдан зачистили, то они могут сюда с оружием прийти».
«Милиция вынуждена была решать политическую проблему, – сказала начальник пресс-службы Киевской городской прокуратуры Елена Яхно. – На вторник у меня была такая информация: на Майдане было совершено 259 нарушений разной степени тяжести. Есть запрос общества о том, чтобы навести порядок в центре Киева. Ведь нынешний Майдан ничего не имеет общего с прошлым. Непонятно, кто сейчас содержит обитателей Майдана, каковы их требования».
По словам Яхно, с майдановцами пытались договориться, постоянно вели переговоры, но они не хотят идти ни на какие компромиссы. Она утверждает, что речь не шла о уничтожении всего Майдана, а лишь о освобождении движения транспорта на Крещатике – и никто не собирался даже убирать баррикаду на улице Институтской, где погибло большинство из Небесной сотни.
Один из членов Большого круга Майдана Павел Жовгиренко сказал, что как раз на вчера на вечер было назначено заседание Круга, где вероятно было бы принято приемлемое для майдановцев и властей решение. В частности, он не исключает договоренность о переселении Майдана за Европейскую площадь и освобождение Крещатика для движения транспорта. Он подчеркивает, что улицу Институтскую трогать никто не собирался.
Жовниренко считает, что нападение на Майдан не случайно произошло именно накануне заседания Большого круга. «Кому-то очень выгодно держать Киев в напряжении», – подчеркнул он.
На сайте киевского городского головы Виталия Кличко сообщается, что «В ходе проверки на Майдане были найдены гранатомет, автоматы, большое количество патронов, российские паспорта и российские деньги».
Политический аналитик Владимир Золотарев считает, что попытка разгона Майдана негативно скажется на рейтинге киевской власти, а также власти в стране в целом. «Хотя мне не очень нравились те, кто сейчас там живет, Майдан имеет символическое значение, – говорит Золотарев. – И разгон его покажет для обывателя, что нынешняя власть ничем не отличается от предыдущей. Нужно было договариваться, искать пути решения. Но власть эту задачу провалила».
Тем временем, майдановцы начали сооружать новые баррикады.
Милиция во всеоружии
Дебаты о судьбе Майдана
Гасят остатки
Говорят, было изъято оружие
Переселение в новую палатку?
Строят новые баррикады