Несмотря на то, что окончательные результаты внеочередных выборов в Верховную Раду (ВР), которые состоялись в минувшее воскресенье, станут известны только в течении пятнадцати дней, цифры Национального экзит-пола и данные обработки протоколов ЦИК свидетельствуют о том, что пропрезидентская политическая сила «Слуга народа» получила больше всего голосов избирателей и сможет сформировать почти единоличное большинство в парламенте. Также в законодательном органе будут присутствовать партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Европейская солидарность», «Батькивщина» и «Голос».
Стоит отметить, что явка избирателей в день голосования составила 49,84% и стала самой низкой в истории парламентских выборов в независимой Украине. Самыми активными оказались избиратели в Черниговской области, где проголосовали почти 55% украинцев, меньше всех голосовали в Закарпатской -41,16%.
Как и парламентские выборы 2014 года, они прошли по смешанной системе. Половину мест в Раде получат представители тех партий, которые преодолевают 5%-й проходной барьер. Вторую половину составят депутаты, избранные в мажоритарных округах.
Формально таких округов 225, однако в связи с оккупацией Россией Крыма, а также войной на востоке Украины выборы проводились не во всех округах Донецкой и Луганской областей и не проводились в Крыму. Поэтому в итоге депутатов Рады будет избрано меньше положенных 450 — 424 нардепа. На эти места претендовали около 6 тыс. кандидатов.
«Экономические новости» поинтересовались у экспертов, что они думают относительно результатов парламентской гонки, есть ли риск “узурпации власти” и чего ожидать от нового парламента в ближайшей перспективе.
Алексей Арестович, военный эксперт
Это действительно – второй этап революции, тихой сапой, не на баррикадах, на избирательных участках. Большая часть народа фактически отказала старой элите и решила, по сути, что лучше неизвестность, чем продолжение того, что было. Абсолютный погром всех «старичков»: «киваловы», «добкины», «вилкулы», «пашинские» и другие, которые традиционно побеждали в своих округах, в этот раз пролетели.
Партия «Слуга народа» набирает абсолютное большинство и может всех остальных трепать по щеке. Чисто теоретически, чтобы обнулить Вакарчука могут взять «Голос» в коалицию и в ней же его полностью утопить, лишить всякой инициативы и т.д. Коалиции с Тимошенко они попытаются избежать по максимуму. Разве что в отдельных голосованиях, думаю, будут с ней заигрывать. Может, дадут одного министра, но не более того.
С другой стороны, «Слуга народа» хоть и взяла абсолютное большинство, но данная политическая сила очень разношерстная. Это набор разных людей, сочетание циников с крайними романтиками, либертарианцами и т.д. Поэтому главной их проблемой будет не развернуть пароход «Украина», а договориться между собой и действовать единым фронтом. Потому что прошедшие выборы в Украине были голосованием «от старого». А голосование «к новому» еще только состоится. Каким будет это «новое»? Неизвестно. У них будет борьба за образ будущего, за образ Украины, которая совершенно непонятно, к чему приведет. Они, конечно, будут стараться выполнять какие-то обещания, но часть депутатов, например, не захочет снятия неприкосновенности, которая была обещана президентом Зеленским. И так далее. Начнется политическая борьба, в которой может быть все что угодно. В том числе, новые досрочные выборы. Правительство им удастся сформировать, а дальше будем смотреть, как будут происходить события.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований
Структура будущего состава ВР понятна: это «Али-Баба и сорок разбойников», то есть, Зеленский и его партия «Слуга народа», и три оппозиции: «Оппоплатформа – За жизнь» Рабиновича-Бойко –Медведчука, «Европейская солидарность» Порошенко и «Батькивщина» Тимошенко. Плюс к этому: совершенно безликий, на мой взгляд, и ни на что неспособный «Голос» Вакарчука, которого слышно не будет.
Интриг здесь мало. Основная: сколько своих «мажоритарщиков» получит «Слуга народа». По Киеву довольный Разумков отрапортовал, что все тринадцать «в кармане». Сколько в других местах, и сколько пройдет альтернативных «мажоритарщиков», которые что-то собой представляют, то есть, либо они достаточно сильные политики, либо ориентированы на другие группы, либо просто представляют свои интересы, пока неясно. Эта пропорция важна. При таком раскладе у них есть возможность сформировать мегафракцию монобольшинства. Если будут заинтересованы расширить свой ресурс – могут взять в свои ряды «Голос» для резерва. В принципе, 250-260 голосов – вполне работоспособная структура, которая сможет в рабочем порядке и без особых задержек, проштамповать те 15 законопроектов, которые президент Зеленский уже подготовил.
Наиболее достойным на должность премьера, по моему мнению, может быть замглавы Офиса президента Алексей Гончарук. Других своих экономических кадров пока не обнаружилось. Данилюк заявил, что не интересуется этим постом и скорее всего захочет отсидеться СНБО. Кандидатура премьера и формирование правительства – это главные вещи, которые будут нас интересовать. Сможет ли новая команда предложить реальную стратегию развития страны или же это будет очередная «пожарная команда», которая будет действовать исключительно в рамках исполнительной необходимости, вопрос времени. Они действуют не спеша и очень слабо артикулируют свои намерения, что не может не вызывать беспокойства. Выборы произошли, а дальнейший сценарий развития страны является абсолютно неопределенным. Общие лозунги, которые звучали от Зеленского, вовсе не указывают на то, что он намерен делать в сфере экономики и как собирается влиять на эти процессы. А «Слуга народа» вообще ничего не обещала. Как будут выкручиваться зависит от того, кто в основном будет влиять на правительственную команду: Запад, Россия, украинские группы или они попробуют создать свой центр принятия решений.
Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций
На сегодня есть два варианта, в какой способ будет сформировано большинство в парламенте. Первая – единоличное большинство «Слуги народа» и могут добрать несколько самовыдвиженцев, если в этом возникнет необходимость. То есть, монокоалиция. Второй вариант – большинство со «стоп-краном». Когда к «Слуге народа» присоединится еще хотя бы одна политическая сила. Тогда можно будет говорить о какой-то внутрикоалиционной дискуссии, конкуренции и коалиции как таковой.
Что касается появившихся опасений об «узурпации власти». Все будет зависеть от заданий, которые будет ставить перед собой новая власть. Если ее деятельность будет направлена на то, чтобы зачищать политическое поле, чтобы не было оппозиции, чтобы не было свободы слова, демократических институтов в стране, тогда можно говорить об этом. Но пока делать выводы преждевременно. Вероятность такая есть. Всегда все политики хотят иметь власть и жить по принципу: для друзей все, а для врагов – закон.
Мне кажется, что в Украине единолично узурпировать власть нереально, учитывая военную ситуацию и активную гражданскую позицию украинского общества, которое готово защищать европейские ценности, идеалы и принципы. Тем более, мы должны понимать, что набранный на парламентских выборах процент поддержки партии «Слуга народа» – это немного меньше половины от половины тех, кто пришел голосовать. То есть, в лучшем случае мы говорим о примерно 24% избирателей, которые имеют право голоса и поддержали данную политическую силу. Но огромное количество избирателей просто не пришли на избирательные участки. То есть, те, которые разочарованы и устали от происходящего в стране. И когда они увидят, что есть определенная угроза непосредственно для их семей, то найдется достаточное количество людей, чтобы объяснить тем, кто при власти, что так себя вести нельзя.
Пока мы можем говорить только о популизме. Избирательная кампания, так или иначе, поставила всех ее участников в определенные рамки, в которых они обязаны были вести себя соответственно. Некоторые заявления, провозглашенные командой Зеленского являются абсолютно неприемлемыми для Украины. Надеюсь, они были связаны исключительно с избирательным процессом. От того как будут справляться президент Зеленский, «Слуга народа», ВР и правительство, будут ли они выполнять свои обещания или будут пытаться узурпировать власть, будет зависеть то, как долго они пробудут у власти.
Олег Саакян, председатель Платформы социально-гуманитарных инициатив и инноваций «Единый Координационный Центр»
Сегодняшний парламент сформировался на протестной волне. Соответственно, первоочередное задание у команды действующего президента и его политической силы – конвертировать этот протест в собственную поддержку. Это задание на ближайшие полгода. Для этого придется совершать определенные действия. Во многом они должны лежать в плоскости ряда реформ, которые ожидаются в обществе, с другой стороны – наказанием и установлением справедливости по отношению к тем персоналиям, с которыми связано сегодняшнее неудовлетворительное положение страны и каждого украинца.
Скорее всего, будет формироваться монокоалиция. Даже если будет коалиция с какими-либо политическими силами, все равно ключевую скрипку будет играть «Слуга народа».
Качество этой ВР будет крайне фрагментированным. Она будет очень зависима от общественного мнения, соответственно, постоянно прислушиваться к улице и окружающим средам. Также в этой ВР первое время будет достаточно монолитная группа «Слуги народа», но это будет прямопропорционально зависеть от уровня доверия к президенту. В случае падения рейтинга Зеленского эта монолитность будет сразу же демонстрировать рыхлость.
Кандидатуру премьера господин Зеленский персонально будет определять из своего окружения. Кто нужен сейчас? С одной стороны, ему нужен профессионал, человек, которому можно передать часть ответственности, с которого можно потом спросить относительно внутренней политики. А мы стоим на пороге целого ряда вызовов: тарифные, отдача долгов МВФ, обветшалая инфраструктура, которая сыплется то мостами, то нефункционированием институций, огромное количество других вызовов. С другой стороны, это человек, исходя из той архитектуры отношений, которые у нас есть между президентским и премьерским креслом, не должен иметь явных политических амбиций, чтобы не стал угрозой для Зеленского. Эти два кресла напрямую связаны и фактически взаимодублируют друг друга в целом в ряде вопросов. Для того чтоб не было этого конфликта, должен быть пропрезидентский ставленник на данную должность. Скорее всего, как и было озвучено самим Зеленским, это будет условный технократ, из профессиональной, экономической, финансово-бизнесовой среды. Из тех фамилий, которые появляются в медиа, наиболее под это описание подходит господин Рашкован. Но не факт, что будет эта фамилия. Но кто-то соответствующий подобному образу.
Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента»
Результат прошедших внеочередных парламентских выборов продемонстрировал желание украинского народа поменять политические элиты. Это не только протест против Порошенко, но, в том числе, и против тех, кто находился при власти до 2014 года. Обращаю внимание, что за Зеленского, а не за Медведчука или «Оппоблок», проголосовала значительная часть электората Партии регионов. Поэтому это не только протест против Порошенко. Это протест против всех «старых элит».
Будет ли деятельность новоизбранной ВР результативной или она снова будет заниматься популизмом? Во-первых, можно результативно заниматься популизмом. И можно заниматься популизмом без всякого результата. Но самое главное – не парламенты занимаются популизмом. Это коллегиальный орган. Не парламент будет органом, который будет готовить главные решения в сфере экономической и социальной политике, а уж тем более внешнюю политику. Парламент будет только за это голосовать. И, судя по результатам выборов, для голосований никаких проблем не будет.
Оппозиция будет слабой, невлиятельной и расколотой. Поэтому ни на что влиять в этом парламенте не сможет. А у Медведчука вообще будет «оппозиционное гетто». Все эти разговоры и предположения, что он станет вторым вице-спикером… Я рискну предположить, что в ближайшее время развернется огромная общественная и медийная кампания, что ни в коим случае нельзя давать Медведчуку ни одного значимого поста в новой ВР. Не только пост второго вице-спикера, а даже пост председателя парламентского комитета. Более того, допускаю, что Виктора Владимировича в первый же день в ВР будет ждать «горячая» встреча, которая отобьёт у него надолго желание приходить в парламент. Поэтому «Оппоплатформа – За жизнь», которая вроде бы для себя получила неплохой результат, в итоге окажется в глухом «оппозиционном гетто». И ни на что влиять не сможет. Точно так же, как и фракция Порошенко.
Премьером будет, как сказал сам президент, технократ. Что это означает? Он не будет иметь никакого отношения к депутатскому корпусу. Некоторые министры могут быть из числа фракции «Слуга народа», но, все-таки, большая их часть будут технократами. То есть, непартийные. По кандидатуре премьера окончательного решения нет. Мое предположение, это будет человек из Офиса президента. Назывались фамилии Данилюка, он сам хотел, но сейчас говорит, что не хочет, видимо понял, что его не очень хотят. Абрамовичуса упоминали. Много слухов о том, что Богдан хочет получить этот пост. Но если последний уходит в Кабмин, то не сможет влиять на президента, как он это делает сейчас. Возможен такой интересный вариант, когда Богдан делегирует на пост премьера человека, который является его назначенцем, получил доверие президента и имеет некоторый опыт работы с правительством. Возможно, один из замов главы Офиса президента, который отвечает за экономику.
Что касается опасений по поводу узурпации власти. Должен сказать, что сам термин «узурпация» в данном случае абсолютно некорректен. Узурпация – это незаконный захват власти. А здесь мы видим абсолютно законное и легитимное получение власти через выборы, на президентских и парламентских. Какая узурпация?
Напомню, полтора года назад очень многие говорили про узурпацию власти Порошенко. И что случилось с узурпатором власти? Проиграл посредством выборов. Вот такая узурпация. Поэтому, перефразируя известный анекдот: «Какая страна, такая и узурпация». В хорошем смысле, конечно. В стране, где произошли две революции, где любая попытка монополизации власти, а тем более каких-то авторитарных проявлений, вызывает сильные общественные и политические протесты, узурпация не возможна. У Зеленского может быть стремление сконцентрировать власть в своих руках, но тем самым он одновременно будет концентрировать на себе и ответственность за ситуацию в стране и, соответственно, риски за неоправдавшиеся ожидания. А власть в нашей стране – это субстанция, которая плавно перетекает от одних политиков к другим.