Закон о деолигархизации: когда будут ограничивать влияние олигархов в Украине

Економічні новини

Второе чтение скандального законопроекта об олигархах, инициатором которого выступил президент Владимир Зеленский, затягивается во времени. Помимо огромного количества правок, у противников документа появилась еще одна возможность повременить с его принятием. Свои выводы по данному поводу должна еще сделать Венецианская комиссия. Эксперты не исключают, что рассмотрение законопроекта могут привязать к бюджетному процессу.

Как все начиналось?

Несмотря на то, что в начале своей политической карьеры Владимир Зеленский активно сотрудничал с телеканалом «1 + 1» и другими медийными площадками, принадлежащих олигарху Игорю Коломойскому, одним из его ключевых предвыборных обещаний было провести деолигархизацию в стране. Такие обязательства он давал и перед Евросоюзом. Ещё 6 октября прошлого года президент Европейского совета Шарль Мишель и вице-президент Еврокомиссии Жозеп Боррель (от имени президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен) подписали в Брюсселе совместное заявление с украинским президентом, где есть, в частности, такие строки: «Мы поприветствовали возобновлённое обязательство Украины бороться с влиянием частных интересов («деолигархизация»). В связи с этим мы подчеркнули необходимость дальнейшего усиления плюрализма СМИ в Украине». В марте текущего года Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) по инициативе Зеленского объявила санкции против пророссийского политика и олигарха Виктора Медведчука и его бизнес-партнеров, в частности – заблокировала связанные с ним телеканалы. Позже Зеленский публично поддержал санкции США против Игоря Коломойского, и заверил, что действующая власть в Украине взяла курс на деолигархизацию. К слову, то, что по результатам визита украинского главы государства в Вашингтон 31 августа руководство США публично не критиковало законопроект о деолигархизации, косвенно подтверждает то, что Белый дом дал «зеленый свет» для осуществления этих планов.

Напомним, Верховная Рада (ВР) 1 июля приняла в первом чтении законопроект президента Зеленского №5599 «О предотвращении угрозы национальной безопасности, связанной с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)». Готовя его ко второму чтению, депутаты внесли 1257 поправок. Закон вводит понятие «олигарх» и предусматривает реестр таких лиц. В олигархический реестр могут попасть лица, отвечающие трем из четырех критериев: участвует в политической жизни, обладает СМИ, занимает монопольное положение в индустрии и распоряжается активами в 2,2 млрд грн ($84 млн). Лица, которые попадут в реестр олигархов, будут обязаны декларировать имущество, им запретят участвовать в приватизации и финансировать политические партии. Чиновников обяжут сообщать о контактах с олигархами или их представителями. Регистрация позволит правоохранителям отслеживать движение средств и имущественных прав олигархов.

2 сентября уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова обратилась к спикеру с официальным письмом по этому поводу, она заявила, что документ противоречит Конституции. «Результаты проведенного нами анализа положений законопроекта вызывают беспокойство, поскольку позволяют сделать вывод, что его нормы не соответствуют Конституции Украины, а их реализация приведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина», – заявила она. Среди таких норм Денисова назвала наделение президента и СНБО не предусмотренными Конституцией Украины полномочиями, ограничение прав человека в зависимости от имущественного положения, опосредованное введение цензуры в СМИ и другие новации.

Венецианская экспертиза

10 сентября спикер Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков направил законопроект в Европейскую комиссию «За демократию через право» (Венецианскую комиссию). «Я не мог не учесть предложение всех оппозиционных фракций, поэтому законопроект был отправлен в Венецианской комиссии. Далее хотелось бы понять позицию «Слуги народа», потому что я не понял, или коллеги предлагают подождать, когда мы получим заключение (Венецианской комиссии. – ред.), тогда лучше надо формулировать свою позицию. Если нет, то Регламент ВР не запрещает нам рассматривать законопроект, даже если он находится на рассмотрении в Венецианской комиссии», – сказал спикер ВР.

Разумков напомнил, что в течение двух лет работы парламента депутаты дважды принимали проекты законов, не дожидаясь выводов комиссии. Речь идет о законах «О народовластии через всеукраинский референдум» и «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс относительно совершенствования ответственности за декларирование недостоверной информации и непредставление субъектом декларирования декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления». По словам спикера ВР, большинство народных депутатов поддерживают президентский законопроект. Некоторые его сторонники имеют конкретные предложения по усовершенствованию. В связи с этим спикер считает, что выводы Венецианской комиссии только убедят нардепов, что они «все делают правильно».

Тем временем во фракции «Слуга народа» заявили, что не намерены медлить с принятием законопроекта. «Видим попытки заинтересованных сторон умышленно затянуть принятие этого проекта закона, направив его для получения заключения «Венецианки» перед рассмотрением во втором чтении. Таким образом, олигархи и связанные с ними депутаты надеются «затормозить» принятие антиолигархического закона минимум на 2-3 месяца. Не исключаем, что имели место попытки подкупа отдельных депутатов из оппозиционных сил и даже омбудсмена, которая поддержала эту инициативу», – сказал Арахамия.

Он напомнил, что письменно попросил председателя ВР Дмитрия Разумкова не отправлять текущую версию законопроекта на экспертизу в Венецианскую комиссию, а сделать это после того, как закон будет принят. «Правильно будет предоставить для экспертизы именно законченную редакцию закона, а не нынешнюю – «черновик». Иначе мы будем просто «спамить» Венецианскую комиссию и дискредитировать таким образом Украину. К законопроекту подано 1200 поправок, и пока неизвестно, какой именно будет его финальная версия. Зачем заставлять Венецианскую комиссию делать двойную работу?» – пояснил Арахамия.

Экономические выгоды

Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что данный законопроект отвечает на запрос украинского общества. «Украинское общество требует ликвидировать такое понятие и такое понимание, как олигархат или олигарх. Это понятие не является официальным, но в обществе существует по этому поводу устойчивое мнение. Поэтому, конечно, ключевой момент – большинство или все развитые страны проходили этот этап своего развития, и здесь скорее надо говорить о борьбе с антиконкурентными подходами в экономике, борьбе с трастами и корпорациями, в части злоупотребления ими монопольным положением», – заявил он.

По словам чиновника, второй важный момент – бизнес должен быть отделен от политики. «Это тоже требование украинского общества, и это тоже необходимо реализовать в нашей стране, поскольку не могут быть депутаты, бизнесмены, лоббирующие какие-то интересы, где существует определенная политическая коррупция. Все эти вещи необходимо очистить, и наравне с реформой правосудия, с реформой рыночных отношений в различных сферах, где у нас они еще не состоялись – на рынке энергетики мы это делаем, на рынке земли, есть еще целый ряд моментов, где нам надо отрегулировать, это создать фондовый рынок, усилить влияние Антимонопольного комитета, антимонопольное законодательство, сделать его действенным. Вот это как раз и есть те элементы, которых ожидает общество», – подчеркнул Шмыгаль. «Экономика должна быть конкурентной, бизнес должен быть отделен от политики, и это очень правильные, естественные и цивилизованные вещи, над которыми мы все вместе работаем», – подчеркнул Шмыгаль.

По словам советника главы государства по экономическим вопросам Олега Устенко, так называемый закон об олигархах даст возможность укрепить экономику, а также гарантирует более эффективное использование государственного бюджета. «Мы, как обычные украинские граждане, надеемся, что процесс деолигархизации в украинской экономике будет стимулировать развитие конкуренции. Развитие конкуренции обязательно приводит к экономическому росту. Когда государственная машина отстаивает интересы не отдельно взятой группы олигархов, а всех украинских граждан, это означает, что мы с вами не только получаем больший экономический рост, большие возможности для государственного бюджета, но и более эффективное использование средств государственного бюджета», – подчеркнул Устенко. Кроме того, по его словам, инициатива позволит ускорить улучшение социального, экономического, демографического положения.

Эксперт также заметил, что законопроект предлагает эффективные инструменты, в частности, налогового контроля за деятельностью олигархов за рубежом. «Попадание в этот список (список олигархов – ред.), возможно, даже не особая на данный момент проблема, если олигарх работает в Украине. Но это для него колоссальная проблема, если он работает за пределами страны. Не забывайте, что большая часть олигархов, если не все, имеют свои интересы и активно работают за пределами страны… Это означает, что ты не выйдешь на внешние рынки, чтобы одолжить для себя деньги. Ты попадешь под серьезный контроль налоговых органов в (других – ред.) странах», – пояснил Устенко. По его словам, главный рычаг сдерживания олигархов за пределами Украины связан с выяснением происхождения их средств. «Например, часть из них имеет предприятия, туристический бизнес в США, часть – имеет меткомбинаты в Европе и Штатах, часть – шахты в Штатах, часть – имеют огромные проекты в той же Венгрии, кондитерская фабрика под Будапештом, часть – огромные real-estate по всему миру, и если ты это имеешь, и если ты попадаешь в этот рубрикатор олигархов, даже пусть по украинскому законодательству, то к тебе могут возникнуть очень серьезные вопросы по поводу происхождения этих средств… А если они нечестно и неправильно заработаны, то, вероятно, у этой персоны или группы персон могут возникнуть серьезные проблемы с использованием этих средств за пределами страны», – пояснил советник. Он подчеркнул, что президентская инициатива не представляет для украинцев никаких рисков «в том плане, как пытаются представить заинтересованные группы, которые окружают этих олигархов».

Страхи олигархов

Самые бурные дискуссии ожидаются по вопросу о том, какой орган будет уполномочен вносить бизнесменов в реестр олигархов. Банковая предлагает сделать таким органом СНБО. Депутаты же предложили еще пять вариантов: Кабмин по обращению СНБО, членов Кабмина или президента Украины; ВАКС по заявлению Кабмина, СНБО, НБУ, СБУ или АМКУ; НАПК по обращению АМКУ или другого государственного органа; специально созданная комиссия при НАПК (эту идею еще в июле анонсировал спикер парламента Дмитрий Разумков); комиссия из семи человек, где большинство — представители международных организаций (поправка Желязняка).

Противники законопроекта опасаются, что в украинских реалиях процесс деолигархихации будет иметь совсем иной привкус. Мол, закон создается не для «борьбы с влиянием частных интересов», а для перераспределения этого влияния. Так, если учесть, что все вышеуказанные структуры, как и СНБО, подконтрольны Банковой, то де-факто президент Владимир Зеленский может назначать олигархами тех, кого захочет. А закон по сути создаст механизм легализации этой воли главы государства. «Вы говорите, что олигарх должен продать свои СМИ. А кому он их должен продать? Ни один иностранец не захочет их покупать. Конечно, россиянам покупать не позволят. Кто же тогда это должен быть? Государство, руководящая партия? Президент РФ Владимир Путин в начале 2000-х отобрал медиавласть у Бориса Березовского и передал не государству, а своим, путинским, олигархам. То, что вы предлагаете, – не третий путь, а путинский путь», – заявил эксперт Atlantic Council, шведско-американский экономист Андерс Аслунд на форуме YES Brainstorming в Киеве.

Так, согласно проекту закона, медийное влияние определяется тем, что подозреваемое в олигархии лицо является бенефициаром или контроллером определенного СМИ, то есть получает прибыль или управляет им. Эта норма может также применяться и ретроспективно, когда такие признаки присутствовали на время введения закона в действие, а затем СМИ оказалось в руках «связанного лица».

По данным объявленной структуры собственности, телеканал «Украина» и «Украина 24» входят в группу SCM, контролируемую самым богатым украинским бизнесменом Ринатом Ахметовым. Среди владельцев «Интера» указаны Дмитрий Фирташ, а также Сергей Левочкин и Валерий Хорошковский. Телеканал «1 + 1» принадлежит Игорю Коломойскому. Телеканалы ICTV и СТБ принадлежат бизнесмену Виктору Пинчуку и его жене Елене, дочери президента Леонида Кучмы. «5 канал» и «Прямой» принадлежат экс-президенту и члену парламента Петру Порошенко. Канал «Эспрессо» – сыну бизнесмена Константина Жеваго, Ивану Жеваго. В феврале этого года президент Зеленский утвердил решение СНБО о введении санкций в отношении народного депутата «ОПЗЖ» Тараса Козака, а также принадлежащих ему телеканалов «112», «ZIK» и «NewsOne». Эти каналы также связывали с кумом российского президента и депутатом ВР Виктором Медведчуком.

Примечательно, что если медийные активы лица, подозреваемого в олигархии, перейдут к лицу с безупречной деловой репутацией, то нового владельца СМИ уже не будут рассматривать как возможного олигарха. Безупречность репутации покупателя СМИ подтверждает Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, который также подконтрольный Банковой.

Когда будут голосовать за закон?

«Есть очевидное сопротивление, которое идет по линии различных правовых процедур. Законопроект будут юридически заматывать, ослаблять и при возможности постараются завалить при голосовании. Но пока главная тактика – это затягивание его рассмотрения. Для этого необходимо было обращение в «Венецианку». Вторая тактическая линия – это многочисленные правки. Когда появится заключение Венецианской комиссии будут ссылаться на него, внося новые дополнительные поправки. Есть несколько пунктов по которым будут больше всего бить, в частности пункт о том, что реестр олигархов будет вести СНБО. И ряд других позиций», – сказал «ЭН» глава правления Центра прикладных политический исследований «Пента» Владимир Фесенко.

По его словам, президентская сторона постарается найти благоприятный момент, когда законопроект можно поставить на рассмотрение. «Это вопрос тактики. Они не откажутся от продвижения законопроекта. Сейчас начинается бюджетный процесс. Есть целый ряд других законов, которые надо рассмотреть. И законодательная повестка на осень достаточно насыщенная. Если ставить законопроект на рассмотрение – это минимум неделя, когда придется заниматься только этим законопроектом. Не исключаю, что его могут привязать к бюджетному процессу, чтобы можно было найти определенные компромиссы. Чтобы часть депутатов, в том числе олигархических, для себя выбирали экономический интерес или борьба с законом об олигархах», – сказал эксперт.

В то же время он подчеркнул, одним законом олигархию не побороть. «То, что предлагается – очень нестандартно, популистски, конечно, но это может стать очень сильным предохранителем. Сам по себе законопроект олигархию не закроет. Однако даже те немногочисленные ограничения, которые имеются в документе, очень неприятны для олигархов и могут отбить интерес у многих представителей крупного бизнеса лезть в политику. Не сразу, естественно», – уверен Фесенко. По его словам, тоже самое сейчас происходит с санкциями СНБО. Ведь как только тот или иной крупный бизнесмен получил для себя сигнал, что он может стать объектом таких санкций, он воздерживается от каких-либо действий или конфликтов с нынешней властью.

«Это действует. Так и здесь. Казалось бы, простая вещь, которая не является большим препятствием для олигархов – это декларирование чиновниками и политиками контактов с олигархами. Но это не приятно. Еще более неприятна сама легализация статуса олигарха, создание реестра олигархов, когда появится «клеймо» олигарха. Одно дело, когда их неофициально называют олигархами, другое дело – когда будет официальный статус. Ну и повышенный контроль, конечно. Прямых ограничений очень мало. Там фактических их два. Участие в большой приватизации, и ограничения, которые касаются финансирования. Так эти ограничения можно обходить. По большой приватизации у крупных бизнесменов тут нет явного интереса. Они и так уже имеют большие активы, лакомых кусочков украинской экономики осталось не так много. По финансированию тут сложнее. Потому что напрямую они не финансируют политические проекты. Как правило, это делается через подставных лиц. Поэтому это тоже не так серьезно. А вот символические вещи. Статус олигарха, обязательства декларировать встречи с олигархами – вот это вызывает очень большое раздражение и неприятие. И потом опасения, что могут быть какие-то другие ограничения в перспективе. В тоже время, это не «раскулачивание» олигархов, а скорее «желтая карточка», предупреждение. Их совсем символически, но ограничивают в правах. Одновременно это сигнал для других представителей крупного бизнеса не лезть в большую политику. Как это сработает в будущем покажет время и практика», – заключил политолог.

 


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи