Предчувствие мировой войны. Иран в Сирии – война со всеми и поддержка Асада до последней капли крови

no image

Ситуация в мире продолжает накаляться. Между крупными игроками продолжается борьба за сферы влияния. Ярчайшим тому подтверждением стала информация о том, что вслед за Сирией Москва перебрасывает военную технику и воинские контингенты в Ливию, что чревато новым глобальным обострением с непредсказуемыми последствиями. На Западе уже бьют в набат: дескать, Путин хочет взять под контроль идущий через Ливию поток мигрантов, чтобы диктовать свои условия Европе. Возможно, но это лишь одна из причин, и далеко не главная.

В то же время конфликт в Сирии не утихает. Продолжая начатую ранее тему войны в Сирии и участия в ней внешних игроков, обратим внимание на едва ли не самого колоритного внешнего участника сирийского конфликта, каковым является Иран. И дело не столько в теократических особенностях «главного шиитского государства мира». Особенность в том, что Иран в Сирии, если не прямо воюет, то противостоит практически всем участникам конфликта, кроме правящего режима Асада, который Тегеран, похоже, будет защищать до конца, значительно превосходя в этом смысле даже Москву. На полях сирийской войны Иран явно или незримо противостоит всем – Америке, Израилю, суннитскому исламу и персонально Саудовской Аравии с Катаром. Более того, даже нынешние союзники Ирана – Россия и Турция – являются соратниками лишь временными и тактическими, поскольку объективно интересы Тегерана по очень многим позициям радикально расходятся с интересами Москвы и Анкары.

И это очень опасно с точки зрения провоцирования серьезного регионального конфликта, чреватого перерастанием в конфликт глобальный.

Даешь «иранский мир» от Персии до Финикии!

Поддержка Ираном Сирии, а конкретно, режима Асадов – сначала Хафеза, а теперь Башара – имеет давнюю историю. Повторим, в этом смысле Иран может вполне тягаться с Москвой. Парадокс состоит в том, что в свое время Советский Союз поддерживал, как считали в Москве, идеологически близкий сирийский режим во главе с партией БААС, то есть партией некоего «арабского социалистического возрождения», хотя изначально этот режим имел мало общего с социализмом. После развала Союза Сирия с находящимися в ней военными объектами интересует Кремль исключительно как инструмент глобального и регионального военно-политического влияния.

Иран же, как известно, является теократическим государством, в котором любая идеология и социальная практика, кроме шиитской версии ислама, считается крамолой и жестко преследуется, включая социализм.

В то же время Иран совершенно искренне поддерживает сирийский режим лишь потому, что у власти в этой стране находятся персонажи, объявившие себя верными так называемой алавитской ветви ислама, якобы близкой к шиизму. На самом деле, алавизм является эклектическим культом, который кроме Корана признает Евангелие и содержит элементы доисламских восточных верований. За такие «вольности» в самом Иране могут если не камнями побить, то жестоко преследовать. Алавизм вообще трудно назвать исламом, а с шиизмом его роднит почитание Али, зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда, считающегося последним праведным халифом. Но вдаваться в теологические подробности не будем, поскольку Тегеран преследует не столько религиозные, сколько международно-политические цели.

middle eas map Економічні новини

Примерно так, как Москва пытается выстроить конструкцию под названием «русский мир», Иран стремится создать некий «шиитский мир». Поэтому в Тегеране готовы признать шиитами любого, кто готов себя к таковым причислить, в том числе, исключительно в политических и экономических целях. Промежуточной же целью построения «шиитского мира» является сохранение и удержание влияния Тегерана по оси от Ирана через Ирак (где около трети составляют шииты) и Сирию с ее правящим алавитским меньшинством (10-12% населения) аж до Ливана, южная часть которого контролируется шиитской военно-политической организацией «Хезболла”, признанной в ряде стран террористической. Кстати, в России она таковой не считается. Подчеркнем, что создание и удержание такой «шиитской оси» имеет не столько религиозные причины, сколько сугубо политические.

Сирия отвечает Ирану взаимностью. Во время ирано-иракской войны, в которой режим иракского диктатора Саддама Хусейна применял химическое оружие, Сирия была единственной арабской страной, которая выступила на стороне Тегерана. Есть версия, что это уберегло Иран он тотальной войны со всеми суннитскими государствами.

Именно поэтому Иран вкладывает в сирийскую кампанию огромные средства и ресурсы, даже по сравнению с Россией. Имея печальный опыт Афганистана, Москва стремится не влезать в конфликт очень глубоко, действует только высокотехнологичными морскими, авиационными и ракетными частями, параллельно обкатывая вооружения и людей.

Напротив, Иран и руководимая из Тегерана ливанская «Хезболла» оказывают основную наземную поддержку армии Асада. Причем со стороны Ирана кроме сугубо армейских подразделений действуют элитные части из «Корпуса стражей исламской революции». Наряду с Москвой Тегеран неоднократно заявлял, что его войска пребывают в Сирии законно, по приглашению правительства Асада, которое Иран считает легитимным.

armiya iran Економічні новини
Армейские подразделения Ирана

Что касается финансовых затрат, то у Ирана они также намного больше, чем у России. С начала кампании в Сирии осенью 2015 года до марта 2018 года, то есть за два с половиной года, расходы Москвы оценивались в 3-4,3 млрд долларов. Расходы же Ирана, по данным западных СМИ, оцениваются в 6 млрд долларов ежегодно. Поговаривают даже о 15-20 млрд долларов в год, хотя такие цифры кажутся сомнительными.

С кем и зачем Иран воюет в Сирии

Что же привело Иран в Сирию? Здесь налицо конфликты сразу по нескольким осям.

Прежде всего, это противостояние Ирана с Израилем. В отношении друг друга эти государства и их лидеры в словах не церемонятся, часто переходя на прямые угрозы и называя друг друга исчадием ада, обителью зла и так далее. Израиль не раз обещал разбомбить иранские объекты. К тому же еврейское государство, якобы, имеет ядерные заряды, по крайней мере не опровергает информацию об их наличии. Останавливают только большое расстояние до Ирана, малый радиус действия израильских F-15/16, отсутствие авиационных и/или ракетных средств доставки боезарядов дальнего радиуса. Наконец, останавливает боязнь непредсказуемых последствий, которую испытывают и в Иране, хотя там, якобы, имеются ядерные боезаряды и ракеты, способные долететь до Израиля. В случае конфликта на стороне Израиля могут выступить Штаты и, возможно, даже Сауды с Катаром, несмотря на извечную арабо-израильскую конфронтацию.

srazhi rev Економічні новини
«Стражи исламской революции»

Сирийский режим, вот уже 70 лет находящийся в состоянии войны с Израилем, в Тегеране рассматривают как этакий заряженный и направленный в сторону израильского государства пистолет. Сирия не боится ввязываться в войну с Израилем, неоднократно это делала, хотя и терпела поражения. Кроме того, дружественный сирийский режим позволяет Ирану снабжать оружием и другими ресурсами ливанскую «Хезболлу», которая устраивает непрерывные теракты против Израиля и даже затеяла в 2006 году войну, тоже, впрочем, провальную и принесшую огромный ущерб всему Ливану, а не только южной части, контролируемой «Хезболлой».

Сирия является также полем противостояния Ирана с Америкой. Это давний конфликт, уходящий корнями в Исламскую революцию в Иране в 1979 году. Она проходила под антиамериканскими лозунгами и сопровождалась захватом американского посольства. В результате, в Иране был установлен нынешний теократический режим. Проамериканский шах Ирана Реза Пехлеви был низвержен и изгнан из страны. Кстати, будучи проамериканским, Пехлеви умудрялся сохранять хорошие отношения с СССР. С тех пор Америка и Иран считают друг друга порождениями ада. Штаты обвиняют Тегеран в организации и финансировании терроризма, Иран развернул ракетную и ядерную программы. США инициировали систему международных экономических санкций – Иран вынужден был пойти на сокращение ядерной программы, получив взамен возможность экономического сотрудничества с Западом, прежде всего, с Европой, чтобы в обмен на нефть получить инвестиции и технологии. Однако Трамп вышел из большого договора с Ираном, и чем это закончится для региона и мира, пока можно только гадать.

Возглавляя антисирийскую западную коалицию, США наносят воздушные удары по позициям войск Асада, где, повторим, находятся иранские подразделения. Официальные российские подразделения американцы стараются своими ударами не зацепить (всякие там «частные армии Вагнера не считаются). Чтобы не попасть по русским, Пентагон даже уведомляет о месте и времени бомбежек по разным каналам, по слухам, один раз это якобы сделал президент Франции Макрон при личной встрече с Путиным. С иранцами же американцы не церемонятся. Можно сказать, что между Америкой и Ираном в Сирии фактически идет война. Кроме того, Сирия является сильной картой Тегерана в игре с Америкой и Западом вообще.

Еще одну войну в Сирии Иран ведет против суннитского мира, прежде всего, против суннитских стран Залива, главным образом против Саудовской Аравии и Катара, которые вооружениями, материальными и человеческими ресурсами, финансами поддерживают антиасадовскую оппозицию. Считается, что поддерживают они исключительно умеренную оппозицию, прежде всего Свободную сирийскую армию (ССА). Причем ССА поддерживают также Турция и Штаты. Но в СМИ неоднократно появлялись данные о том, что подготовленный для ССА личный состав и вооружения очень часто оказывались в рядах недобитого Исламского государства или движения Ан-Нусра, считающегося местным филиалом Аль-Каиды.

Война Ирана с суннитами и суннитскими государствами имеет отнюдь не только религиозно-идеологические причины. Повторим, что Иран кровно заинтересован в сохранении дружественного и контролируемого режима Асада, что обеспечит транзит через Сирию к ливанской «Хезболле», а также влияние Тегерана на Ближнем Востоке.

Економічні новини
Ливанская “Хезболла”

Кроме того, в Иране вынашивают планы по прокладке трубопроводов через Сирию и Турцию для поставок энергоносителей в Европу. Здесь интересы Тегерана входят в резкое противоречие со стремлением суннитских монархий, например Катара, также проложить трубу в Европу через Сирию и Турцию. Таким образом, налицо сугубо экономические противоречия региональных держав, которые также подталкивают к вооруженному противостоянию если не напрямую, что руками наемных армий.

Когда друзья опаснее врагов

С союзниками Ирана, то есть с Россией и Турцией, все тоже очень непросто.

Собственно, Турция вообще не является в Сирии союзником России и Ирана. Формально она выступает участником так называемого астанинского (от столицы Казахстана – Астаны) процесса по урегулированию сирийского конфликта под эгидой России. Турция примкнула к нему по ряду причин, в том числе из-за углубляющихся противоречий с Западом, хотя и является членом НАТО, а также из-за углубления сотрудничества с Москвой в энергетической сфере. Речь идет о сооружении газопровода «Турецкий поток», а также атомной станции «Аккую», сооружаемой на юге Турции в провинции Мерсин по российскому проекту с реакторами ВВЭР-1200 в кредит на выгодных условиях.

Главный интерес Турции – не допустить автономизации и создания государственности в Сирийском Курдистане (Рожаве). В этом Турция противоречит Москве, выступающей за курдскую автономию в Сирии на основе новой конституции. Анкара опасается, что Рожава может стать базой для курдского терроризма и сепаратизма в самой Турции. При этом Турция спокойно относится к автономии, фактическому суверенитету Иракского Курдистана, хорошо зарабатывая на перепродаже добываемой там нефти. Кроме того, Анкара добивается доминирования на Ближнем Востоке и поэтому вмешивается в сирийский конфликт, чтобы стать полноценным игроком, под предлогом защиты тюркоязычного приграничного населения – туркоманов.

Но если с Москвой у Турции имеются просто противоречия, то с Ираном дело доходит чуть ли не до войны. В отличие от России, Иран резко осудил вторжение турецкой армии в анклав Африн. А в регионе Идлиб проиранские и протурецкие формирования уже вступают в прямые боевые столкновения. Эрдоган долгое время вообще выступал за скорейшее отлучение от власти Асада, но сейчас этот вопрос снял с повестки дня, очевидно, под влиянием Москвы.

С Россией Иран поддерживает по Сирии весьма тесные союзнические отношения. В то же время отношения эти являются сложными и неоднозначными. Если Россия, повторим, выступает за автономию курдов в послевоенной Сирии, то Тегеран настаивает на исключительно унитарном устройстве Сирийского государства, поскольку Иран имеет свою многочисленную курдскую общину. Россия намерена к урегулированию в Сирии привлечь Израиль, но Иран резко против и планирует оставить в Сирии свои войска, против чего категорически возражает Израиль.

Важнейшее противоречие Ирана и России – в сфере энергетики. Иран намерен проложить через Сирию трубопроводы для поставки энергоносителей в Европу. Москва будет делать все, чтобы у нее в Европе не появился еще один конкурент в поставках углеводородов.

Таковы вкратце интересы и мотивы участия Ирана в сирийском конфликте. Как будет далее развиваться ситуация, сказать трудно, но очевидно, что Иран в Сирии – это надолго.

iran Економічні новини
Президент и духовный лидер Ирана Хасан Рухани и “Корпус стражей исламской революции”

Последние новости

Последние новости из Сирии, касающиеся участия в конфликте Ирана вызывают смешанные чувства и требуют дополнительного осмысления.

По сообщению арабских источником, в районе сирийского города Дейр-эз-Зор происходит замена иранских формирований на подразделения российских войск. Причем речь идет не о частных военных компаниях, а о федеральных войсках, поскольку кроме личного состава разворачиваются зенитно-ракетные комплексы С-300 и другая техника.

Подобная информация Москвой не подтверждается. Согласно официальной версии, в Сирии пребывают только авиация и военная полиция, но никаких российских сухопутных войск нет.

На сей счет имеются различные версии.

Согласно одной из них, Москва это делает якобы по настоятельной просьбе западных партнеров, прежде всего США, чтобы контролировать коридор, по которому Иран снабжает ливанскую «Хезболлу». Если эта информация соответствует действительности, то Москва берет на себя избыточную ответственность, поскольку Иран, несомненно, продолжит поставки через Сирию в Ливан.

Впрочем, в западных СМИ высказывалась еще одна версия. Российское командование якобы неоднократно высказывало неудовольствие тем, что на земле приходится взаимодействовать с плохо организованными формированиями иранцев или ливанской «Хезболлы». Вполне возможно, указанная замена иранцев на российских кадровых военных была произведена для того, чтобы обеспечить надежное наземное прикрытие находящихся в этом регионе аэродрома и комплексов противовоздушной обороны.

Если информация о рокировке соответствует действительности, то при любом варианте Москва все глубже втягивается в кровавый сирийский конфликт. С непредсказуемыми последствиями не только для Сирии и стран Ближнего Востока, но для всего мира.

Читайте продолжение…


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи