Евросоюз признал евроустремления Украины, призвал освободить украинских политзаключенных в России и Крыму, а также надеется на скорейшее внесение поправок по антикоррупционному суду — таковы результаты юбилейного ХХ саммита Украина-ЕС.
Юбилейный ХХ саммит Украина-ЕС, который 9 июля прошел в Брюсселе, для официального Киева стал прорывным. В отличие от прошлогодней встречи на высшем уровне, которая ограничилась лишь заявлениями, нынешняя завершилась принятием совместной итоговой декларации. Европейские лидеры подтвердили свою поддержку реформам в Украине, свое непризнание аннексии Крыма, сохранение санкций против России, а также призывали российское руководство освободить всех политзаключенных. В заявлении приветствуется принятие закона о Высшем антикоррупционном суде, но с оговоркой о необходимости соответствующих правок. А вот о российском проекте «Северный поток-2» позиция европейцев пока неоднозначна.
Одним из главных достижений саммита этого года можно считать признание Брюсселем европейских стремлений нашей страны. В прошлом году даже такую формулировку, не говоря уже перспективе членства в организации, на чем постоянно настаивает Киев, заблокировали Нидерланды. Накануне встречи были опасения, что в этом году такому примеру последует Венгрия, отношения с которой у нас в последнее время достаточно напряженные. Но все обошлось.
Президент ЕС Дональд Туск, выступавший на саммите на украинском языке, отметил, что «партнерство Украины и ЕС основывается на прочном фундаменте и у него есть четкие положительные результаты». Так, экономика страны выходит из кризиса, менее чем за год действия зоны свободной торговли согласно Соглашению об ассоциации (СА) (с 1 сентября 2017 г.) экспорт украинских товаров в ЕС вырос на 25%, а безвизовый режим позволил более полумиллиона украинцам посетить ЕС.
Воспользовавшись случаем, он прокомментировал польско-украинские отношения и переосмысление исторического прошлого. «Независимость Украины и безопасность Польши и всего региона во многом зависит от отношений между Киевом и Варшавой. К конфликту между нами могут стремиться только наши противники», — заверил он.
Президент Европейской комиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер отметил, что украинцы не нарушают условий безвизового режима, чем еще раз доказали, что им можно доверять. По его мнению, открытые границы ЕС помогли странам сообщества сблизиться с украинцами. Также Юнкер отметил заслуги президента Порошенко в проведении реформ, призвал завершить создание антикоррупционного суда и продолжить борьбу с коррупцией. «Тест искренности и эффективности борьбы Украины с коррупцией будет одним из элементов, который будут принимать во внимание при оценках предоставления ей любой макроэкономической помощи», — пояснил Юнкер.
В день саммита официально вступила в силу законодательная инициатива ЕС по новому пакету макрофинансовой помощи на €1 млрд. Однако деньги Киев получит только после выполнения четкого перечня условий, которые также увязали с продолжением сотрудничества Украины с МВФ. Официальные переговоры о заключении Меморандума о взаимопонимании между Украиной и ЕС и определение перечня условий программы помощи начнутся в ближайшее время.
В свою очередь, президент Петр Порошенко призвал столицы ЕС продолжать давление на Россию и «опечатать» часть российской границы, которая пересекается с неподконтрольными территориями Донбасса. Только так, уверен он, можно будет обеспечить имплементацию Минских соглашений. «Кремль должен принять развертывания многонациональной миротворческой операции под руководством ООН на всей временно оккупированной территории Донбасса, включая границу с Россией», — добавил Порошенко.
В итоговом документе лидеры ЕС соглашаются с тем, что нападение россиян на Украину началось еще в феврале 2014 г., то есть с начала незаконной аннексии Крыма. «Мы еще раз решительно осуждаем откровенное нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины вследствие агрессии со стороны вооруженных сил России, которая длится с февраля 2014 г.», — констатирует заявление.
Также в документе отдельно осуждено построение Керченского моста без согласования с Украиной. «Мы продолжаем осуждать незаконную аннексию Крыма и Севастополя Россией, проведение выборов на незаконно аннексированном полуострове и ухудшение положения с правами человека на этой территории. Мы также осуждаем строительство моста через Керченский пролив без согласия Украины, дальнейшую милитаризацию полуострова, Черного и Азовского морей», — говорится в документе.
Впервые в тексте совместного заявления саммита прозвучал призыв к России «немедленно освободить всех незаконно удерживаемых и заключенных украинских граждан в Крыму и в России, включая крымскотатарских активистов, а также Олега Сенцова, Владимира Балуха, Александра Кольченко, Станислава Клыха, Александра Шумкова и Романа Сущенко».
По словам Дональда Туска, вопрос освобождения украинских политзаключенных в Крыму и России поднимался также на саммите G7 в Канаде. Он пообещал обсудить проблему на встрече с новым послом США в ЕС Гордоном Сондлэндом, чтобы Дональд Трамп озвучил его перед российским президентом Владимиром Путиным в Хельсинки 16 июля. «Мы все должны напоминать руководству России, что имидж России зависит не только от организации чемпионата мира по футболу», — отметил Туск.
Не обошли вниманием и сбитый ранее самолет рейса MH1. Почтив жертв катастрофы, стороны выразили надежду на эффективное судебное преследование ответственных за эту трагедию, призвав Россию взять на себя ответственность и сотрудничать со следствием для установления справедливости.
Особое внимание европейские лидеры уделили проводимым в Украине реформам. «Мы согласились, что нужно поддерживать темпы реформ, в том числе в течение будущего предвыборного периода», — говорится в документе.
Затем перечисляются рекомендации ЕС, которые еще предстоит выполнить. В частности, принятия необходимых поправок, «гарантирующих юрисдикцию по апелляции на решения судов первой инстанции», – говорится в декларации. Речь идет о поправке в законе о Высшем антикоррупционном суде (которую внезапно обнаружили уже после вступления закона в силу), по которой Антикоррупционный суд не может рассматривать апелляции на решения, принятые в судах общей юрисдикции.
Помимо этого, Украине еще раз напомнили о необходимости создания автоматизированной системы проверки электронных деклараций и отмены е-декларирования для антикоррупционных активистов, намекнув, что в том числе от этого зависит и наш безвиз.
Важной оказалась и гуманитарная часть резолюции. «Что касается закона Украины «Об образовании», то мы согласились с необходимостью гарантировать уважение уже имеющихся прав представителей национальных меньшинств, как это указано в конвенциях ООН и Совета Европы и связанных протоколах; обеспечить недискриминацию лиц, относящихся к меньшинствам, и уважать разнообразие. Также крайне важно полностью воплотить рекомендации, содержащиеся в выводах Венецианской комиссии №902/2017, — основываясь на предметном диалоге с представителями лиц, относящихся к национальным меньшинствам, включая законодательство, которое продлевает переходный период до 2023 г. и регламентирует нераспространение (норм о языке образования) на частные школы», — говорится в итоговом тексте.
В совместном заявлении также указано, что ЕС подтверждает «роль Украины как стратегического транзитера газа, который обеспечивает доступные, безопасные и надежные поставки газа в ЕС». «В этом контексте мы подтвердили нашу готовность включиться в трехсторонний процесс, который будет проходить при содействии ЕК, по договоренности о контракте по транзиту газа в ЕС после 2019 г.», — говорится в документе. Однако о российском проекте «Северный поток-2» в итоговом документе не упоминается.
«Проект «Северный поток-2» невозможен, и мы призываем остановить строительство данного проекта. Это не коммерческий проект, он не является экономическим или прибыльным – это абсолютно политический проект, и нет никакого смысла, с экономической точки зрения, создавать этот проект. Это абсолютно точно геополитический проект», – сказал Порошенко. Он уверен, что его реализация полностью перечеркнет всю газовую независимость Европы. При этом президент добавил, что Украина остается стратегическим партнером европейских стран в энергетических вопросах — «партнером, который будет поставлять европейским странам необходимый газ».
В свою очередь, Дональд Туск ответил, что ЕК пытается создать новые энергетические правила, которые помогут остановить реализацию этого проекта. «Но я не могу сказать, что в настоящее время этот процесс является продуктивным», — сказал он. Туск напомнил, что ЕК хочет получить мандат на применение законодательства ЕС к «Северному потоку-2». «К сожалению, у нас пока есть государства-члены с совершенно другим мнением», — уточнил он, добавив, что, по его личному мнению, этот трубопровод станет ошибкой, поскольку он не отвечает интересам и правилам ЕС.
Приятным бонусом по итогам саммита стало подписание финансового соглашения на €75 млн между Украиной и Европейским инвестиционным банком — проект Повышения безопасности автомобильных дорог в городах Украины. В частности, проект будет реализован во Львове, Одессе, Днепре, Харькове, Киеве, Каменце-Подольском.
Впрочем, эксперты отмечают декларативный характер саммита. «Ничего чрезвычайного на саммите Украина-ЕС не произошло. Из важных результатов — политически декларативное подтверждение факта о территориальной целостности Украины. Другое дело, что такие декларации нужно наполнять конкретным смыслом, что пока не удается ЕС», — заявил политолог-международник Антон Кучухидзе.
По его словам, на саммите больше говорили о реформах, и на первом месте было замечание о том, что необходимо бороться с коррупцией, улучшать бизнес-климат в Украине. «Эти все реформы являются политической частью ассоциации Украина-ЕС. Каких-то принципиальных прорывов во время встречи не было. Членство Украины в ЕС — не на повестке дня. Все разговоры были вокруг СА, которое сам по себе не предусматривает никакого членства для Украины. Более того, после 2016 г., когда на референдуме в Нидерландах проголосовали негативно в отношении Украины, было принято отдельное решение ЕС, что Соглашение об ассоциации не подразумевает перспектив членства», — напомнил он.