В среду, 26 апреля, в мире чтут память жертв аварии на Чернобыльской атомной электростанции – крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества, информацию о которой советская власть сначала пыталась скрывать.
Первые сообщения о катастрофе в западных и советских СМИ кардинально различались, сказано в материале “Історичної правди”.
Несмотря на то, что авария на четвёртом энергоблоке ЧАЭС произошла в ночь на субботу, 26 апреля, официально сообщили о ней только вечером в понедельник, 28 апреля. Однако даже эта информация была чрезвычайно скупой. “Произошла авария … Есть пострадавшие … Принимаются все необходимые меры … Создана правительственная комиссия”.
В частности, американский телеканал ABC за несколько часов обнародовал детальный сюжет.
Сам факт обнародования такой информации, которая в СССР обычно скрывалась, был беспрецедентным для Советского Союза, и стал одним из первых проявлений горбачевской “гласности”. Программа “Время” была главным кремлевским новостным рупором – если в ней что-то показывалось, это было санкционировано с самой партийной верхушки.
Короткое сообщение только еще больше подогрело слухи. Масла в огонь подливали новости на западных радиостанциях коротковолнового диапазона, культура слушания которых развилась в СССР с 1970-ых.
В конце концов власть решилась на очередной беспрецедентный шаг: к людям обратился сам председатель ЦК КПСС. Это произошло до 14 мая, через 18 дней после катастрофы.
Горбачев признал, что 299 человека госпитализированы с лучевой болезнью разной степени тяжести, семеро из них умерли.