Ситуация с наездом Министерства доходов и сборов на платежную систему Webmoney имеет не только экономический, но и политический характер
Власть в очередной раз показала, что ей плевать на мелкий и средний бизнес, который она давила, давит и будет давить.
Пока он не сдохнет или не заползет в шахты.
О политической составляющей скандала с украинским офисом Webmoney пишет издание Хвиля.
Сфера электронной коммерции является самой инновационной и прогрессивной на данный момент отраслью финансового сектора, которая развивается динамичнее, чем все остальные. Не в последнюю очередь благодаря присутствию на этом рынке представителей международных систем учета имущественных прав, создающих комфортную среду как для субъектов бизнеса, так и для простых пользователей.
Вебмани выступали одним из пионеров в этой области, еще 10 лет назад подняв вопрос о необходимости легализовать этот рынок в Украине. Была разработана юридическая модель, ни в чем не противоречившая тогда – и не противоречащая сейчас – ни одному закону Украины. В рамках этой модели было создано юридическое лицо, позволяющее участникам этого рынка вести деятельность, не нарушая закон.
С самого начала своей деятельности проводилась активная политика сотрудничества с органами власти на предмет выработки сбалансированной нормативной базы. Несмотря на то, что итоговый документ, принятый НБУ, имел ярко выраженный анти «вебманевский» характер, правила работы системы были поданы для согласования, в соответствии с требованиями регулятора.
Никаких движений по согласованию НБУ нее предпринял, но начал периодически кричать, что правила работы вебманей не согласованы с ним, скромно умалчивая о том, что главной причиной несогласования является он сам.
Зато параллельно начала активно продвигаться система «Глобалмани», эмитентом которой формально является «Ощадбанк», но СМИ связывают ее с бизнес-интересами пресловутой «Семьи».
Разумеется, правила этой системы были тут же согласованы, более того, внимательно читая нормативные документы, сложно отделаться от впечатления, что нормативные положения регулятора писались для того, чтобы соответствовать алгоритму работы системы «Глобалмани», а не наоборот.
Стоит ли удивляться, что активное продвижение системы «Глобалмани» и объявление вне закона, т.е. фактическое уничтожение всех, кто может с ней конкурировать, удивительным образом совпали по времени. Здесь оговоримся, что сама компания «Глобал мани», отрицает какую-либо связь «Семьей».
Продолжая тему скажем, что данная схема носит универсальный характер, а не только касается платежных систем.
Например, вчера появилось заявление «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины», где выразилась озабоченность в связи с заявлением министра доходов и сборов Украины Александра Клименко о намерении усилить контроль качества импортных нефтепродуктов на таможне с целью увеличения поступлений акцизного сбора
Компании импортеры заявили, что данные действия являются ни чем иным, как попыткой создать легальные проблемы для прекращения импорта нефтепродуктов и вытеснения с рынка конкурентов. Они выражают недоумение, зачем на границе устраивать проверки сертифицированного топлива из Беларуси, Литвы, Румынии и Польши, которое имеет европейские стандарты качества, если главная проблема заключается в качестве топлива на заправках? При этом все издержки несут непосредственно импортеры.
Ларчик открывается просто, если принять во внимание, что недавно аффилированная с Семьей кампания «Витек», недавно взявшая под контроль Одесский НПЗ, заявила о том, что намерена взять пол контроль 25% розничных продаж нефтепродуктов в Украине. При этом сегодня она контролирует только 150 АЗС.
Бесспорно, необходимо развивать внутреннее производство нефтепродуктов, но зачем при этом убивать работающие компании? Вопрос, как мы понимаем, риторический и затрагивает практические все секторы экономики, куда достигает взор «гениев покращення»
Точно такая же ситуация и с платежными системами, где важны в качестве движущих мотивов выступает не только привлекательность данного сегмента финансового рынка. Есть более важная составляющая — фактически, архитектура систем подобного рода позволяет власти в режиме реального времени контролировать, кто и за что платит – при условии, что эта система принадлежит им.
Ничего плохого в этом не было бы, если бы не одно «но» — власть является инструментом наполнения закромов «Семьи» и других олигархических групп, а не госбюджета. А в том, что такая система будет использована для «отжимания» последних денег украинцев в карманы бандитов при власти, никто не сомневается.
Вообще, большой вопрос, насколько реально помогут развитию этого рынка бандитские действия власти. Можно прогнозировать лишь рост теневого сектора операций, увод их в сферы, принципиально не поддающиеся контролю со стороны государства, и, как следствие, невозможность какого-либо цивилизованного диалога с регуляторами в дальнейшем.
Создается впечатление, что ограниченность мозга не позволяет чудо-менеджерам из Донецка понять простую истину, что своими слоновьими действиями они уничтожают целые кластеры бизнеса, которые формируют внутренний спрос. Поскольку правящее бандво ничего не умеет создавать, то оно грабит, по-ходу разрушая все, до чего дотягивается.
С этой точки зрения, попытка уничтожить Webmoney может повлечь за собой серьезные последствия, потому что данная платежная система обслуживали около 2 млн. человек в Украине. Сюда входят представители малого и среднего бизнеса, представители свободных профессий. Это наиболее мобильная и креативная часть, которая нашла с помощью данной платежной системы возможность быстро развиваться, не заморачиваясь тупостью чиновников, которые каждый день придумывают новые способны «честного грабежа».
Как писал Евгений Владимиров:
«Вопрос с ВМ не юридический, и не финансовый. Это вопрос политический. Еще при Кучме действовал некий общественный договор. Большие люди присваивали большую собственность. Мелкие бизнеса не трогали, позволяя оборотистым и умным занимать свою скромную, но тоже более-менее удобную нишу. ВМ как раз обслуживает многих из представителей этой ниши: вебмастера, программисты, мелкая коммерция. Про то, что наркобизнес пользуется ВМ — это бред, там суммы несопоставимые просто крутятся, да и не нужен наркодилерам этот сервис.
Значит что получается? Пацаны всю страну разокрали-присвоили, социальные лифты перекрыли наглухо, а теперь пытаются забрать у молодежи возможность работать на себя и хоть как-то реализовываться в жизни? Так может надо спросить с них тогда за большие активы, украденные у народа? Понятно, что это не так просто, но и у пацанов сейчас назревают проблемы, деньги в бюджете заканчиваются, нечем скоро будет платить чудо-богатырям из силовых структур. А без государственной дубины пацаны ничего не смогут».
В общем, очень плохо дела идут у «менеджеров эпохи покращення». Хотя Арбузов и рассказывает сказки о сумасшедших успехах в 2013 году, все их действия говорят об обратном. Власть в очередной раз показала, что ей плевать на мелкий и средний бизнес, который она давила, давит и будет давить. Пока он не сдохнет и поползет на коленях работать за копейки в шахты или на «перспективные производства»
В общем, бандво разгулялось так, что под ногами почву потеряло. Пора этих «донецких Икаров» опускать на землю. Благо турки показывают хороший пример, что нужно делать с зажравшейся властью.
Напомним, изначально Миндоходов обвинило и держателей кошельков WebMoney в попытке скрыть нелегальные финансовые операции. Однако потом это заявление было отозвано. Юристы считают, что пользователям системы вряд ли стоит опасаться каких-то последствий. «Пользователям системы ничего не грозит. Иначе, руководствуясь логикой Миндоходов, нужно и всех клиентов банков привлекать к ответственности. Если какой-то банк незаконно получил деньги, то получается, что выданные кредиты тоже незаконны. Это просто запугивание», – считает старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.