Президенту Петру Порошенко не удалось выполнить свое предвыборное обещание побороть бедность в Украине, в частности, из-за отдельных кадровых решений, а также в связи с тем, что многие экономические вопросы не относятся к его компетенции.
Такой вывод сделали эксперты Международного центра перспективных исследований в посвященном первому году президентства Порошенко исследовании, результаты которого есть в распоряжении “Апострофа”.
“В экономической сфере предвыборная программа Петра Порошенко не была слишком многообещающей. Большинство обещаний носили слишком общий характер, что затрудняет анализ их выполнения. Главным лейтмотивом предвыборной риторики (в экономической части, в частности) были идеи проведения системных реформ и борьба с бедностью. Основные акценты были сделаны на налоговой сфере: снижении налогов и общем сокращении их количества, дальнейшем сохранении системы упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса, а также борьбе с оффшорами; во внешнеэкономической сфере акцентировалось быстрое подписание экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС, в энергетическом секторе — обеспечение энергетической независимости, диверсификация поставок газа, и в условиях ведения бизнеса — реформа правовой реформы для борьбы с коррупцией и улучшения инвестиционного климата. Соглашение об ассоциации с ЕС должно стать основой для реформирования экономики. Также программа содержала пункты по обеспечению доступа украинской продукции на мировые рынки сбыта. Реализация ряда предвыборных обязательств в сфере экономики находится за пределами компетенции должности президента и требует большего промежутка времени, чем один год”, — отмечается в документе.
Также эксперты проанализировали шаги главы государства в экономике. “Весьма сомнительная инициатива Петра Порошенко признать Антимонопольный комитет основным регуляторным органом в сфере экономики и возложить на него исполнение несвойственных ему функций так и не была реализована. Несмотря на то, что реформы в антимонопольной сфере были одними из ключевых и в Коалиционном соглашении, в течение года никаких позитивных изменений в данном направлении не произошло”, — считают они.
Достижения Украины в налоговой сфере расцениваются, как “очень скромные”: “По состоянию на сегодня разработано несколько концепций налоговой реформы, которые были представлены различными рабочими группами, однако осуществленные мероприятия в рамках налоговой реформы ограничились принятием отдельных новаций во время разработки и принятия бюджета на 2015 год. В частности, произошло сокращение количества налогов, однако на практике это проявилось в их механическом объединении”.
“Успехи в сфере борьбы с бедностью выглядят не слишком оптимистично на фоне резкой девальвации гривны, существенного падения реальных доходов и развертывания инфляционных процессов. Кроме того, обещания борьбы с бедностью не совсем коррелируются с обязательствами, которые взяла на себя Украина в рамках сотрудничества с МВФ. Речь идет о существенном росте коммунальных платежей и замораживании роста социальных выплат, которое было предусмотрено Государственным бюджетом на 2015 год. В контексте борьбы с бедностью и создания условий для развития бизнеса отдельные вопросы вызывает деятельность НБУ под руководством Валерии Гонтаревой, которая считается креатурой Петра Порошенко. В частности, речь идет о непрозрачной политике рефинансирования отдельных банков на фоне резкой девальвации гривны, о целесообразности и своевременности отдельных действий регулятора во время паники на межбанковском рынке и эффективности усилий по борьбе с теневым валютным рынком”, — заметили аналитики.
“Анализировать успешность выполнения предвыборного обещания по обеспечению доступа украинских товаров на мировые рынки достаточно сложно. Формально можно считать, что особых успехов в этой сфере достичь не удалось. Более того, по ряду показателей во внешней торговле по результатам 2014 года и первого квартала 2015 года наблюдается отрицательная динамика. Падение товарооборота с Россией в 2014 году составило 41,3% (по сравнению с 2013 годом) и не было компенсировано ростом торговли с ЕС (+ 2,6% в 2014 году). Впрочем, решение данной проблемы выходит за пределы компетенции президента и требует согласованных действий всех ветвей власти, а также представителей бизнеса”, добавили они.