На прошлой неделе украинскую столицу посетил министр обороны Великобритании Роберт Бен Лоббан Уоллес. На встрече с руководителем отечественного военного ведомства Андреем Тараном и главнокомандующим Вооруженными силами Украины Русланом Хомчаком обсуждались шаги по обеспечению безопасности на востоке Украины и в Азово-Черноморском регионе, а также вопросы евроатлантической интеграции и «максимального использования новых инструментов оборонного и военного сотрудничества, которые получила Украина с приобретением статуса партнера НАТО с расширенными возможностями».
Но было бы смешно подозревать британского министра в том, что он предпринял путешествие в далекий Киев ради обычной декларации о намерениях и пустопорожней болтовни. В Минобороны рассказали, что представитель Туманного Альбиона привез высшему военно-политическому руководству Украины конкретный проект, направленный на возрождение военно-морского потенциала нашей страны.
Прежде чем перейти к сути предложений британского министра, стоит вернуться немного назад, к катастрофе марта 2014 года. Утратив после вторжения РФ в Крым до 90 процентов боевых кораблей, мы за прошедшие шесть лет почти ничего не сделали для восстановления флота. Все эти годы украинцы лишь бесконечно спорили о перспективах выхода из кризиса, но так и не выработали конкретно согласованную позицию относительно строительства современных боевых единиц, способных защитить наше побережье и морские коммуникации.
Единственным положительным моментом стали первые шаги на пути создания так называемого «москитного» флота, который должен состоять из десятков небольших маневренных боевых катеров, в том числе ударных, способных нанести реальный урон даже очень сильному противнику. Постройку и принятие на вооружение семи катеров типа «Гюрза-М» можно считать нашим большим успехом в этом направлении, однако вызывают вопросы, как цена этих единиц, откровенно завышенная, так и их боевые качества, которые, увы, оставляют желать лучшего.
Сравнивая сегодня все за и против, надо также вспомнить об откровенном саботаже, которым сопровождалось получение ВМСУ американских патрульных катеров типа Island. Напомним, первое предложение от американских союзников поступило к нам осенью 2014 года, но только через пять лет, заплатив символические 10 миллионов долларов, Украина получила первую пару катеров. Кто виноват в этом — тема отдельной публикации.
Как бы то ни было, ни строительство «Гюрз» и «Кентавров», ни получение «Айлендов» практически не сказались на нашей, довольно низкой, к сожалению, обороноспособности, ведь сегодня главным оружием, способным остановить оккупанта, являются противокорабельные ракеты. Да, несколько дней назад на вооружение наконец приняли «Нептун», и в скором времени наземные комплексы заступят на боевое дежурство, однако это лишь полумеры. Для эффективного противодействия противнику необходимы ракетные комплексы морского и воздушного базирования, а их, насколько можно судить, нет даже в виде чертежей.
Британцы очень хорошо подметили наши недостатки, и, по данным источника, Бен Уоллес привез проект, который, действительно, отвечает потребностям и возможностям Украины, а также британским интересам, сегодня совпадающим с украинскими.
Вкратце предложение выглядит так… Британцы разворачивают на одном из наших судостроительных заводов производство своих современных быстроходных ракетных катеров. Известны общие характеристики этих единиц (детали, понятное дело, держат в тайне) – длина 50 метров, водоизмещение 400 тонн, скорость 45 узлов (!), основное вооружение состоит из восьми противокорабельных ракет. По сути, это небольшой корвет. Вопрос финансирования тоже вроде как решен – британская сторона готова предоставить Украине долгосрочный кредит.
Казалось бы, надо брать, однако не все так просто… По нашим данным, далеко не все из военно-морского начальства и представителей оборонной промышленности настроены принять предложение Лондона. Дошло до того, что из пыльного сейфа николаевского исследовательско-проектного центра кораблестроения вытащили проект катера «Гроза» тридцатилетней давности, который якобы можно модернизировать до современных стандартов. Руководству страны его преподносят как панацею при защите нашего побережья с моря. При этом ракетного вооружения для «Грозы» пока нет: предполагаемый «Нептун» морского базирования еще, повторимся, не создан. Но даже без него цена одного катера кажется фантастической — около 110 миллионов долларов США. Это примерно половина корвета типа «Владимир Великий». Думаю, излишне говорить, что британские катера с полным пакетом вооружения стоят намного дешевле.
Собеседники «Думской» утверждают, что на командующего ВМСУ сейчас давят сверху с целью вынудить отказаться от британского предложения и согласовать начало производства этой самой «Грозы». Иными словами, контр-адмирала заставляют принять половинчатое решение: ракетный катер без ракет – это не оружие, а обуза.
Надо понимать, что решение о производстве оружия такого класса (малых ракетных корветов) является политическим. Оно на многие годы определит вектор развития украинских Военно-морских сил. Выбор союзника в лице королевства Виндзоров сулит нам большие перспективы и поможет преодолеть многие проблемы, в том числе технические.
Настал момент, когда надо принять поистине судьбоносное решение, дать ответ на вопрос, действительно ли Украина хочет создать боеспособный флот, который может нанести ощутимый удар агрессору и защитить наши суверенные территории — не только сушу, но и море. За шесть лет больше 5 миллиардов гривен были потрачены почти впустую на строительство единиц, не отвечающих насущным интересам страны, и на ремонт откровенного хлама. Конкурентных проектов украинские кораблестроители не предложили, поэтому единственный шанс построить эффективную оборону с моря дает сотрудничество с великими западными державами. В том числе с Великой Британией.