Мошенничества и коррупции на украинских предприятиях стало больше, говорят эксперты
Мошенничества и коррупции на украинских предприятиях стало больше, говорят эксперты
Убытки предприятий от экономического кризиса могут быть меньше, чем ущерб от корпоративного мошенничества. По данным аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2011 г. от действий мошенников пострадало 36% всех украинских компаний, а к началу 2014 г. – более 60%. По этому показателю наша страна уступает лишь ЮАР, где жертвами мошенников становится 69% предприятий, пишет «Деловая столица».
В международной Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений оценили размер среднего ущерба от корпоративного мошенничества на уровне 5% от годового оборота компаний. Это означает, что в прошлом году персонал украл у родных фирм порядка $5,5 млрд.
Причем данная сумма набралась не по мелочевке: по информации PwC, примерно в 18% случаев сумма кражи варьировалась в пределах от $100 тыс. до $1 млн. Иными словами, главная угроза для собственника бизнеса – не слесарь или офисный планктон, а топы, которые обирают своего работодателя в основном двумя способами: выводят с предприятия ценные активы или зарабатывают на крупных откатах. Как показывает практика, в коррупционных схемах бывают замешаны сотрудники фактически всех подразделений – от юристов до обслуживающих и ремонтных отделов. Используемые схемы достаточно просты: реализация товаров по заниженным ценам «своим» дилерам или наоборот – закупка сырья, материалов и услуг у «дружественных» поставщиков по завышенным прайсам.
«Для различных сфер бизнеса характерны свои виды мошенничества. В секторе финуслуг, на рынке потребительских и промышленных товаров и в фармсекторе наиболее распространено хищение. В секторе энергетики и телекоммуникаций, а также госсекторе – махинации при закупках. Коррупция наиболее характерна для фармсектора, финансовых услуг и энергетики», – констатирует менеджер отдела налогового и юридического консультирования компании КПМГ Украина Юлиана Ревюк.
Кризис сильно изменил мотивацию воров. Как говорят исследования, раньше обкрадывать своего босса топы решались под давлением обстоятельств, например, чтобы обслуживать взятый непомерный кредит, найти деньги на дорогостоящее лечение или обучение отпрыска. Теперь ворами движет желание сделать подушку безопасности. «Из-за снижения зарплат и угрозы увольнения сотрудники все чаще начали переступать черту, совершая противоправные действия», – рассказывает партнер адвокатского объединения «СК ГРУП» Юлия Курило. Да и искушение сделать «легче» бизнес хозяина велико как никогда: во время кризиса компании начали тотально сокращать персонал, зачастую жертвуя и сотрудниками внутренних служб безопасности.
Эксперты не сомневаются, что количество внутренних краж продолжит расти – в ближайшие год-полтора этим недугом могут оказаться охвачены уже около 75% отечественных компаний. Карт-бланш ворам может давать и то обстоятельство, что далеко не все собственники бизнеса готовы «выносить сор из избы», делая случаи мошенничества достоянием общественности и правоохранительных органов. По оценкам юристов, уголовные дела против корпоративных мошенников открывают лишь примерно в 35% случаев. Причем чаще всего «под раздачу» попадают рядовые сотрудники, а не руководители фирм.
Чтобы выявить махинации, в компаниях предпочитают проводить внутренние расследования. Если не удается разобраться собственными силами, обращаются за помощью к юридическим консультантам, аудиторам и специалистам в области финансовых расследований. При этом в большинстве случаев владельцы бизнеса не ставят целью посадить за решетку проворовавшегося сотрудника, главное – вернуть похищенные активы. Но на практике это удается менее чем в трети случаев. «Процесс возврата активов – долгая и очень скрупулезная работа юристов, связанная с судебными тяжбами и уголовными производствами, без которых часто нельзя достичь желаемого результата», – поясняет юрист ЮФ «Астерс» Алексей Уколов. Нередко эта работа занимает годы. .
Считается, что наиболее эффективный метод предотвращения корпоративного мошенничества – двойной контроль: служба внутреннего аудита плюс периодические проверки внешних экспертов. Но безопасность требует немалых инвестиций. Европейские компании тратят на нее от 0,5 до 1% финансового оборота, украинские же – менее 0,1%.